02.11.2016 11:13
    Поделиться

    Ставропольский рынок начал стремительно терять производителей шуб

    Ставропольский рынок стремительно теряет производителей "мягкого золота"
    С 12 августа жизнь предпринимателей, занимающихся выпуском изделий из натурального меха, разделилась на "до" и "после". С этого дня в рамках проекта Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в России была введена обязательная маркировка шуб специальными RFID-кодами, предназначенными для хранения данных о производителях и передачи их бесконтактным способом с помощью радиоволн.

    Чипирование нацелено на решение вполне конкретной задачи - проследить за легальностью импорта меха, а также снизить недобросовестную конкуренцию. Однако пока внедрение контрольно-идентификационных знаков (КиЗ), как оказалось на практике, вызывает у бизнесменов много вопросов. Более того, по оценке экспертов, из-за сложностей с получением маркировки с рынка могут уйти до 30 процентов малых и средних предприятий, занимающихся пошивом шуб и дубленок.

    Как обстоят дела на Ставрополье, признанном лидере в стране по выпуску изделий из меха, выясняла корреспондент "РГ".

    Шок для реализатора

    Еще недавно на меховом рынке в Пятигорске яблоку было негде упасть. За шубами сюда приезжали жители Кавказских Минеральных Вод, соседних регионов, а также многие отдыхающие. В турфирмах активно реализовывались путевки в так называемые шоп-туры, в ходе которых курортники объезжали местные фабрики и посещали торговые центры с продукцией ставропольских скорняков. Сейчас многие павильоны опустели, причем не только из-за общего снижения покупательной способности населения. Как выяснилось, некоторые предприниматели, выпускающие в месяц около 200-300 изделий из "мягкого золота", оказались не готовы выполнить все требования, предъявляемые сегодня к реализаторам шуб.

    - Мы уже потеряли около 20 процентов арендаторов - они расторгли с нами договоры, - рассказывает менеджер по маркетингу компании, владеющей меховым рынком в Пятигорске, Александр Самущенко. - В первую очередь у производителей возникли сложности с получением марок с кодами, а без них продавать изделия они не имеют права. Кроме того, сама процедура предполагает привлечение технически грамотных специалистов, которых у частников просто нет.

    Несмотря на то что проект по маркировке стартовал в России первого апреля, до ратификации соглашения всеми странами ЕАЭС участие в нем являлось добровольным. Изначально предполагалось, что в таком режиме он проработает до января будущего года. Но программа стала обязательной уже в августе, застав ряд ставропольских производителей врасплох. Не успев оснастить свой товар КиЗами, они лишились возможности торговать им на законных основаниях.

    Чтобы возобновить продажи, представители бизнеса начали отправлять заявки в АО "Гознак", являющееся эмитентом марок с RFID-кодами. Возросшее в тысячи раз число обращений из всех регионов страны буквально парализовало, по сообщениям СМИ, работу компании.

    - Один из наших производителей, к примеру, отправил заявку 29 августа, но получил чипы только на минувшей неделе, - поясняет Самущенко. - Это означает не только большую упущенную выгоду, но и огромные потери от простоя - арендную плату и зарплату работникам никто не отменял. Из-за задержек выплат некоторые сотрудники увольняются, что еще больнее бьет по бизнесу.

    Увидев остроту проблемы, правительство приняло постановление для продления переходного периода и маркировки остатков с октября до начала декабря. Но не все добросовестные изготовители успеют закрыть пробелы и к этому сроку, говорят предприниматели.

    В авральном режиме

    Чтобы не допустить ухудшения ситуации, владельцы торговых площадей в столице округа пошли на беспрецедентный шаг - здесь открыты кабинеты помощи бизнесменам, которые оказались в затруднительном положении. Опытные специалисты объясняют людям алгоритм работы в информационном ресурсе маркировки, оператором которого является Федеральная налоговая служба.

    - Такая поддержка необходима небольшим компаниям, которые просто не могут взять себе в штат еще одного человека для участия в системе, - утверждает Александр Самущенко. - Мы стараемся максимально снять напряженность в отрасли и не допустить ухода с рынка хороших производителей.

    Постепенно решается и вопрос нехватки контрольных знаков. Это подтверждает и Гознак - в период с конца августа и по сентябрь включительно предприятие действительно испытывало определенные трудности в оперативной отгрузке КиЗ. Возросший спрос потребовал увеличения мощностей и восполнения недостатка комплектующих, в том числе RFID-меток. Для их изготовителей резкий скачок количества поступающих заявок также оказался неожиданным, в результате чего пришлось приложить усилия для организации поставок в увеличенном объеме.

    Владельцы торговых площадей в Пятигорске пошли на беспрецедентный шаг: они открыли кабинеты помощи бизнесменам, оказавшимся в трудном положении

    - По состоянию на 20 октября проблема решена полностью. Все задолженности, связанные с вынужденной задержкой в изготовлении КиЗ, погашены. Предприятие вернулось к обычному графику исполнения заказов, - комментируют ситуацию в торговой фирме. - Продукция отгружается в течение трех рабочих дней с момента поступления оплаты, то есть даже в более короткий срок, чем тот, который определен постановлением правительства.

    Правда, некоторые производители "мягкого золота" пока далеки от оптимистичных настроений.

    - Хотели избавиться от нелегального, а избавляются от легального рынка шуб, - обозначает свою позицию представитель компании по продаже меховых изделий из Пятигорска Юлия Красильщикова. - Процедура маркировки оказалась очень непродуманной и, честно говоря, довольно сложной для нас. Мы ожидали введения новых норм не раньше будущего года, поэтому не успели подготовиться заранее. Сейчас наверстываем упущенное, и, учитывая, что бизнес у нас семейный, пострадали не только мы, но и практически все наши близкие.

    Чип спешит на помощь

    Не сгущать краски предлагает директор одной из местных фабрик Альберт Григорян.

    - Мы добровольно начали оснащать наши шубы специальными чипами еще весной, и к июню весь наш товар был промаркирован, - рассказывает он. - Не могу сказать, что пока это серьезно повлияло на спрос, но чем больше людей узнают о том, что появился хороший способ отличить качественную одежду от подделки, тем больше шансов у нас сохранить своего покупателя, тем более что на отпускные цены новые нормы не повлияли.

    Между тем выполнять требования закона теперь придется всем. По словам заместителя начальника отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю Ольги Стрельниковой, с 12 августа нынешнего года за оборот немаркированных изделий из натурального меха и нарушение порядка их маркировки наступает административная и уголовная ответственность. Должностных и юридических лиц ждет штраф с конфискацией, а в случае крупной партии предусмотрено наказание вплоть до лишения свободы.

    Справка "РГ"

    Чтобы ориентироваться на рынке меховых изделий, каждый потребитель должен знать, чем отличаются различные виды КиЗ. Так, на шубах могут быть размещены навесной (накладной), вшивной или клеевой чипы. Все они равнозначны, разве что для отечественных товаров предусмотрены знаки зеленого цвета, а для импортных - красного.

    Изготовление чипов возможно только после одобрения электронной заявки налоговой службой. На сайте ведомства указано, какие именно группы изделий из натурального меха подлежат обязательному маркированию, а также какую документацию необходимо предоставить для этой процедуры. Производителю клеевой и вшивной ярлыки обойдутся в 15 рублей с НДС, навесной - в 22 рубля.

    На заметку

    По номеру КиЗ можно узнать:

    - о наименовании товара;

    - виде меха;

    - стране изготовления;

    - производителе;

    - бренде;

    - продавце;

    - номере декларации соответствия.

    Между тем

    Согласно оценке маркетинговой компании Discovery Research Group, в этом году край уже не первый раз признан регионом-лидером в стране по производству меховых изделий. Как следует из недавно опубликованного исследования, за Ставропольем c объемом выпуска изделий на 630 миллионов рублей (35 процентов от общероссийского показателя) в рейтинге с большим отставанием расположилась Кировская область (18 процентов), на третьей позиции - Москва (14 процентов).

    Кстати

    В Предгорном районе Ставрополья полицейские изъяли контрафактные куртки более чем на четыре миллиона рублей. Женскую одежду с товарными знаками известного производителя на одном из рынков Пятигорска продавала местная жительница. В отношении предпринимательницы возбуждено уголовное дело по статье "Незаконное использование чужого товарного знака". Женщине грозит лишение свободы сроком до двух лет. В настоящее время она находится под подпиской о невыезде.

    Поделиться