Голос самой примадонны в этот вечер не звучал. Но увертюрой оперного гала стал торжественный "Полонез" Петра Ильича Чайковского из оперы "Евгений Онегин", под звуки которого в далеком 1953 году дебютантка Галина Вишневская вышла в образе Татьяны на сцену Большого театра. Кадры экрана запечатлели ее в разных образах, созданных ею на этой сцене - более тридцати ролей, среди которых известные всему оперному миру шедевры - Татьяна, Аида, Леди Макбет, Фория Тоска, Лиза, Баттерфляй, Наташа Ростова, Полина, Виолетта, Марфа и другие. Галина Вишневская прожила на сцене Большого театра огромную жизнь, как говорил Борис Покровский, "козырную", достигнув в своем творчестве абсолютных высот искусства и человеческой правды. Ее героиням верили безусловно - они несли в себе живой нерв пережитых ею жизненных испытаний, ее строгого труда над собой, ее выстраданных побед, ее исступленного чувства справедливости. Именно поэтому среди всех звезд Большого театра Галина Вишневская была всегда единственная, особенная. Именно поэтому она волновала не только уникальной красотой своего кристального голоса. Она волновала свей цельной личностью. Точно также она волнует и сейчас.
Большой театр и Центр оперного пения вместе с Ольгой Ростропович развернули в честь великой певицы в стенах Большого театра выставку "Галина Вишневская. Величие и Простота…". Это слова художника Марка Шагала, впечатлившегося ее Татьяной, увиденной на сцене парижской Гарнд Опера. На выставке почти сплошь - раритеты, многие из которых открыты для публики в первый раз. Среди них - редкие фотографии из семейного архива Ростроповичей-Вишневской, хроника ее жизни в Большом театре, восстановленная по чудом сохранившимся материалам, уничтоженным в театре во время эмиграции Вишневской и Ростроповича: архивные документы, афиши, вырезки из газет, отзывы на ее выступления во время гастролей Большого театра в Ла Скала, статьи о ее работах на сцене Ковент Гарден, Метрополитен-опера… Здесь же - знаменитые костюмы Аиды, Татьяны. Баттерфляй, Тоски, в которых Галина Вишневская покорила мир, она же - запечатленная на крышках лаковых шкатулок. В день концерта к этим реликвиям добавилась еще одна - бронзовый бюст Галины Вишневской работы скульптора Александра Рукавишникова, который Ольга Ростропович передала в дар Большому театру со словами, "чтобы ее образ остался навсегда в этих намоленных музыкой стенах”.
Между тем, знаменитые певцы, участвовавшие в гала, выступили на сцене с точно таким же повышенным градусом личного приношения великой певице. Для концерта были выбраны сложнейшие драматические арии и дуэты, требовавшие не только вокального мастерства, но и огромного душевного накала, той исступленной правды, которые Галине Вишневской были так близки. В исполнении Рене Папе прозвучали знаменитый монолог Бориса Годунова "Достиг я высшей власти” и ария короля Филиппа из оперы Верди "Дон Карлос”, обе - с надрывной и пронзительной интонацией муки одиночества, на которую обрекла героев власть. Мария Гулегина вышла с коронной арией вердиевской Леди Макбет, выплеснув свой пылающий огромный голос в мрачные восклицания героини, толкавшей мужа на убийства за престол. Бадри Майсурадзе с аффектом глубокой душевной боли спел знаменитую арию Канио "Смейся, паяц”. Апофеозом стал торжественный финал "Площадь в Фивах” из второго акта оперы "Аида”, собравший на сцене и в зрительном зале Большого театра почти три сотни артистов под руководством Тугана Сохиева: оркестр Большого театра, капеллу Юрлова, хор Геликон-оперы и солистов. Ликующая "Глория” развернулась под спустившемся из-под колосников Большого театра портретом великой певицы.
Справка "РГ”
Выставка "Галина Вишневская. Величие и Простота…" продлится до 11 декабря. В этот же день памяти Галины Вишневской в Большом зале консерватории прозвучит 14-я симфония Дмитрия Шостаковича, вокальная партия в которой была написана для Галины Вишневской.