По итогам 2015 года количество банковских подразделений сократилось на 11,2 процента, однако существенно возросло количество платежных терминалов банковских (на 16,2 процента) и небанковских (на 74,7 процента) платежных агентов, а также на 5 пунктов (до 39,46 процента) увеличилась доля взрослого населения, имеющего, по собственным оценкам, возможность перевода денег через интернет. Реально этим пользуется около четверти взрослого населения страны.
"Таким образом, развитие дистанционных и цифровых финансовых услуг стало одним из факторов, компенсирующих снижение физического доступа к финансовым услугам в территориально удаленных регионах страны", - делают вывод составители обзора.
По количеству банкоматов коммерческих банков на 100 тысяч человек взрослого населения Россия из стран G7 уступает лишь Канаде. У России также хорошие показатели по числу отделений банков на 100 тысяч человек, практически равные Франции (больше только в Италии). Через несколько лет не это будет определять доступность и качество финансовых услуг. Банк России делает ставку на развитие цифровых каналов, они станут базовыми для построения современной экосистемы финансовой доступности на всей территории России, рассказали "РГ" в Центральном банке.
Для этого предстоит решить ключевую задачу - запустить удаленную идентификацию и аутентификацию клиентов. Тогда действительно возможно обеспечить одинаковый набор и качество финансовых услуг на всей территории страны. Минкомсвязи, Росфинмониторинг и ЦБ готовятся использовать информационную систему госуслуг (ЕСИА) в качестве авторизованного источника идентификационной информации для финансовых организаций.
"Разработанная схема позволит минимизировать необходимость личного присутствия клиентов финансовых организаций при оказании финансовых услуг", - отметили в ЦБ.
Как уже писала "РГ", пилотный проект по удаленной идентификации стартует в следующем году.
Внедрение удаленной идентификации должно дать значимый эффект с точки зрения защиты прав наиболее уязвимых слоев населения, включая людей с ограниченными возможностями. По факту многим из них сейчас просто недоступно посещение банка.
Кроме того, Банк России выпустит рекомендации по адаптированию для них финансовых услуг, либо предложит разработать новые продукты, всем одинаково удобные. Для этого регулятор начал разработку "дорожной карты" по повышению доступности финансовых услуг для лиц с ограниченными возможностями. ЦБ проведет также анализ того, с какими барьерами сталкиваются инвалиды, когда подают жалобы на банки, страховые компании и так далее.
В последние годы объемы цифровых финансовых услуг быстро растут, но этот рост сосредоточен в основном в сегменте состоятельных и более образованных и информированных потребителей, живущих в городах. "Отчасти это может объясняться незнанием и отсутствием комфорта в использовании технологий наряду с недостаточной осведомленностью о цифровых финансах", - предполагают в ЦБ. На стороне спроса эта проблема будет решаться мерами по повышению финансовой грамотности и информированности по целевым группам и территориям, отметили в ЦБ.
Сократить разрыв по охвату финансовыми услугами должен помочь пропорциональный подход к регулированию. Он предполагает, в частности, возможность трансформации действующих МФО в "региональные" банки, обладающих правом на ограниченный набор операций.