Михаил Хазин, экономист, публицист:
Тема цен на бензин всегда актуальна и обсуждаема в нашей стране. Да и не только в нашей.
Есть страны, в которых автомобильное топливо субсидируется государством и поэтому там оно продается буквально за копейки. Но их не так много. В остальных же бензин облагается налогами, естественно, включенными в его стоимость.
Метод снижения цен на горючее, который придумали в Словении, мне кажется сомнительным. Как показывает опыт, владельцы бензоколонок довольно быстро объединяются друг с другом, почуяв лишь малейшие изменения в сфере их влияния. Нужно учитывать тот факт, что большая часть этих самых владельцев - вертикально интегрированные компании, в которых разного рода договоренности происходят на институциональном уровне. То есть они запросто могут договориться между собой держать примерно одинаковые цены. И никакой конкуренции не получится.
В США существует специальная программа, очень дорогостоящая, направленная на поддержание владельцев "одиночных" бензозаправок. Они все тотально убыточны, но их собственникам дают деньги и предоставляют различные льготы для того, чтобы они могли хоть как-то держаться на плаву. Цель существования таких мелких, не сетевых бензоколонок как раз и заключается в том, чтобы занижать цены на автомобильное топливо. Что же получится в Словении - посмотрим. Но думаю, что без вмешательства государства, явного или неявного, эта затея обречена на провал.
У нас она бы тоже не прижилась. Вообще, в России можно много чего сделать - было бы желание. Но в данном случае я не уверен, что оно есть.
Что же касается того, почему в нашей стране, добывающей нефть, постоянно увеличивается стоимость бензина, тут все закономерно. Когда растет цена на нефть - растет и цена на топливо. А когда цена за баррель падает, то нефтяные компании пытаются компенсировать недополученную на внешних рынках прибыль за счет рынка внутреннего. Это вполне соответствует мировой экономической конъюнктуре.
Подготовила Анна Кольдина