Композиторский дебют в России вы начинаете не с фортепианного сочинения, а с квартета?
Евгений Кисин: Это первый и единственный пока мой квартет. Просто захотелось попробовать написать что-нибудь для струнного квартета. Сочинил первую часть, какое-то время спустя - остальные три. Заняло у меня это несколько месяцев.
Вы давно начали сочинять?
Евгений Кисин: В детстве я писал много музыки. Начав играть по слуху в двухлетнем возрасте, я вскоре стал и импровизировать, а когда пошел в школу и научился нотной грамоте, смог уже записывать свою собственную музыку. Сначала я сочинял только для фортепиано, затем уже для других инструментов и для голоса. Но перепробовав разные инструменты, разные музыкальные стили, я вдруг почувствовал, что в моей голове перестала звучать собственная музыка. Было мне тогда лет 14, и я как раз начал активно концертировать. В течение многих лет я считал, что раз одно совпало с другим, значит, дело моей жизни - не сочинение музыки, а игра на рояле. Но несколько лет назад случилось неожиданное. Иногда по ночам, во время бессонницы в голове стали возникать музыкальные идеи, как правило, сочетания различных аккордов. Пришла мысль написать додекафонное танго, и в ушах уже звучали его приблизительные очертания. Спустя еще какое-то время мне захотелось закончить начатую еще в 1986 году и недописанную тогда фортепианную токкату. Написав цикл из четырех пьес для фортепиано ("Meditation", "Додекафонное танго", "Интермеццо" и "Токката") и прекрасно осознавая, что это может быть графоманство и обычно люди, страдающие им, этого не осознают, я решил показать свои сочинения Арво Августовичу Пярту. Я спросил его: "Стоит мне продолжать сочинять музыку?" Арво Августович ответил, что несомненно стоит. Поддержка такого авторитетного композитора вдохновила меня, и я продолжил писать: для голоса с фортепиано, для струнного квартета, потом для виолончели с фортепиано. Отправляя свои сочинения на отзыв музыкантам, я ни в коем случае не предлагал их исполнить, неизменно прося лишь о том, чтобы они сказали мне честно свое мнение: "Если это плохо, так мне и напишите, я совершенно не обижусь". Но я не только получал очень лестные отзывы от большинства моих адресатов, но некоторые из них даже взялись исполнять мою музыку! Я ни на что не рассчитываю и не претендую, просто не сопротивляюсь вдохновению и продолжаю сочинять.
Вы сочиняете в минуты приливов вдохновения?
Евгений Кисин: В моменты вдохновения. Постоянно сочинять у меня нет времени.
Свои композиции включаете в концерты?
Евгений Кисин: Сейчас нет. В детстве играл. Помню, когда я был в первом классе и играл в школьном концерте, в афише значилось: "Кисин. Четыре пьесы. Исполняет автор". Отыграв, я спустился в аудиторию и, проходя к своему месту, услышал мужской голос: "Вот он, автор". Было это в ЦДКЖ.
Вы больше самоучка или все же консультируетесь у кого-то?
Евгений Кисин: Я показывал свои фортепианные пьесы только Пярту. Если решусь написать что-нибудь для оркестра, тогда обязательно обращусь к кому-нибудь еще. Когда я жил в России, я много общался с композиторами. Среди них были Тихон Хренников, Лев Солин, Михаил Меерович, Азер Рзаев, Рафаил Хозак, Владимир Дашкевич, Александр Чайковский и другие. Сейчас, к сожалению, среди моих близких друзей нет композиторов. Иногда, в основном, на фестивале в Вербье мне доводится встречать Родиона Щедрина, но всерьез мы с ним никогда не общались.
Когда вы планируете приехать с концертами в Россию?
Евгений Кисин: 8 сентября следующего года я сыграю сольный концерт в Москве в Большом зале консерватории. Это будет концерт памяти погибших журналистов, сборы от которого пойдут в фонд помощи их семьям. А в декабре будущего года я приму участие в фестивале "Площадь искусств" в Петербурге, где также дам сольный концерт и исполню Второй концерт Рахманинова с Санкт-Петербургским филармоническим оркестром под управлением Юрия Хатуевича Темирканова.