"Уиджи: Проклятие Доски Дьявола": перезапуск провального хоррора

Доска для вызова духов "уиджа" (ouija) - тема для фильмов ужасов весьма популярная. Помимо эпизодических появлений во многих из них (в том же "Экзорцисте", например), она может похвастаться сразу несколькими именными франшизами. Только вот количество все никак не переходило в качество: даже идиотскую трэш-трилогию "Колдовская доска" (Witchboard) кустарная дилогия Израэля Луны легко превзошла в жалкости. Появившийся же в 2014 году фильм Стайлза Уайта "Уиджи: Доска Дьявола" продолжил традицию: из посмотревших эту картину не плюнул бы в его сторону только ленивый. А ленивых среди зрителей, кажется, не нашлось.

И вот продюсер Майкл Бэй с расширенным по сравнению с 2014-м составом подельников решился сделать из "Доски Дьявола" франшизу. Такой смелый, но коммерчески понятный (несмотря на яростную критику, первый фильм окупился с лихвой) шаг обязывал предпринять страховочные меры, поэтому режиссерское кресло пригласили занять Майка Флэнегана - художника непредсказуемого, но однозначно талантливого и толк в ужастиках знающего.

Сняв сначала недурной инди-хоррор "Отсутствие" и довольно крепкую, хотя и не выдающуюся пугалку "Окулус", Флэнеган ударно принялся развивать свои экспериментаторские таланты. В этом году он уже успел выпустить отличный триллер "Тишина" и неровную, но небезынтересную мрачную сказку "Сомния". И если судить по совокупности кинематографических достижений, шаг вперед, сделанный франшизой с назначением Флэнегана, несомненен.

Однако и переоценивать возможности режиссера не стоит. Когда он утверждает, что в его новом фильме страх "спонтанен, как джаз по сравнению с попсой", верить ему нельзя ни в коем случае. Если пользоваться предложенной им системой образов, разница между его методами запугивания зрителя и методами какого-нибудь Дэвида Ф. Сэндберга примерно так же незначительна, как отличия творческих подходов разных составов группы "Ласковый май".

Но предыдущие работы Флэнегана свидетельствуют как раз о том, что "хорроровая" сторона его творчества - всегда обязательная, но никогда не главная (неслучайно однозначно лучший его фильм - "Тишина" - к ужасам имеет самое косвенное отношение). И в случае с доверенным ему приквелом "Уиджи" это правило снова сработало. История мамы-шарлатанки и двух дочерей, которых погубила купленная в магазине деревянная безделица, очень неплохо смотрится как семейная драма в стильных декорациях 50-х годов прошлого века. Лишь с середины начинает все стремительнее наращиваться количество скримеров - так, что к концу просто не успеваешь их предугадывать, а сюжет приобретает узнаваемый оттенок бредовости.

Впрочем, нельзя сказать, что мутация "Наследия Доски Дьявола" из драмы в ужастик оказалась полностью неудачной. Очевидный успех - роль совсем юной Лулу Уилсон (уже известной более скромной ролью в неуклюжей попытке Скотта Дерриксона скрестить хоррор с нуаром под названием "Избави нас от лукавого"). Элизабет Ризер (кому-то знакомая по первому сезону "Настоящего детектива", кому-то - по "Сумеркам") и Анналиса Бассо ("Окулус") тоже справляются на твердую пятерку. А воплощенный Генри Томасом образ католического священника Тома, в своей драматичности напоминающий брата Джастина из "Карнавала", - настоящая изюминка фильма.

Всего этого, к сожалению, оказалось недостаточно для того, чтобы картину "Уиджи: Проклятие Доски Дьявола" можно было причислить к безусловно достойным просмотра представителям жанра. Но на фоне того, что сегодня в нем снимают, а особенно - после откровенного убожества оригинального фильма она выглядит выгодно. Только вот стоило ли вообще возвращаться к такому слабому сюжету - большой вопрос. И ответ, кажется, на поверхности.

3