Новости

14.11.2016 21:54
Рубрика: Общество

Скончалась музыковед Полина Вайдман, открывшая миру подлинного Чайковского

Ушла из жизни Полина Ефимовна Вайдман - видный ученый, музыковед, хранитель рукописного фонда Чайковского в Доме-музее композитора в Клину, автор научных статей, сборников, книг о Чайковском, руководитель беспрецедентного в России издательского проекта - Полного Академического собрания сочинений Петра Ильича Чайковского в авторских редакциях.
 Фото: Сергей Куксин / РГ  Фото: Сергей Куксин / РГ
Фото: Сергей Куксин / РГ

Принято говорить, что незаменимых людей нет. Они есть. Это Полина Ефимовна Вайдман, которая многие годы олицетворяла в музыкальном мире само имя Чайковского, глубину знания о нем - его личности, его музыке, его творческом сознании. Его имя стало ее судьбой с того момента, когда в 1973 году она пришла в Дом-музей Чайковского в Клину молодым научным сотрудником и получила из рук Ксении Юрьевны Давыдовой, внучатой племянницы композитора, фонд его рукописей на хранение.

С того момента началась новая жизнь тысяч нотных листов, исчерканных исступленным почерком Чайковского, закапанных его слезами, запечатлевших все пропасти его мятущейся души. Полина Ефимовна работала с каждым листком, изучала, исследовала, постепенно выстраивая огромный мир неизвестного, подлинного Чайковского. Она не просто знала каждую деталь творческой жизни композитора, но жизнь каждой его ноты - как она была написана, как менялась в редакциях, как интерпретировалась исполнителями, искажавшими порой его тексты до неузнаваемости. Ее задачей стало вернуть миру того настоящего, живого Чайковского, которого практически никто не знал. На это ушли десятки лет огромной подвижнической работы, итогом которой стал выход в свет первых томов фундаментального академического Полного собрания сочинений (Первый концерт для фортепиано с оркестром в двух авторских редакциях).

В свой последний год жизни Полина Ефимовна готовила к изданию Скрипичный концерт Чайковского и последние тома переписки композитора с Н.Ф. фон Мекк. Она успела открыть миру правду о Чайковском, успела стать первым в истории российской музыкальной критики обладателем специального приза за свой выдающийся труд, успела прочитать лауреатскую публичную лекцию "Неизвестный Чайковский", услышать, как звучит его подлинная музыка. И она оставила после себя огромный незавершенный труд - издание Полного собрания сочинений. Это труд для будущего Чайковского, всей русской музыкальной культуры и для Полины Ефимовны Вайдман - великого ученого и настоящего друга Чайковского. Вечная ей память.

Кстати

В 2015 году Полина Вайдман дала интервью "РГ", рассказав о том, что мы знаем о своем классике сейчас, как понимаем его творческие и жизненные коллизии и как соотносятся они с историей и временем.

Прямая речь

Галина Белонович, директор Государственного мемориального музыкального музея-заповедника П. И. Чайковского в Клину:

- Вся наша жизнь с Полиной Ефимовной прошла бок о бок в Доме-музее Чайковского. Мы пришли в музей почти одновременно и обе стали заведующими коллекциями: Полина Ефимовна - возглавила рукописный отдел, а у меня был отдел мемориальных и изобразительных фондов. Мы вместе делали выставки, вместе работали. Она была замечательным человеком и выдающимся специалистом, профессионалом такого высочайшего уровня, что для нас всех было честью трудиться рядом с ней. Она была человеком, преданным своему делу до глубины души, человеком энциклопедически образованным и с яркой гражданской позицией. Благодаря этой позиции ей и удалось пробить проект издания Полного собрания сочинений Чайковского. Для нас всех это абсолютно невосполнимая утрата.

Наталия Сиповская, директор Государственного института искусствознания: 

- Мы потеряли человека такой одаренности, такого творческого темперамента, такой самоотверженности, таких высоких принципов служения любимому делу, что даже говорить об этом трудно. Большое счастье, что мы имели возможность ее знать, и, конечно, мы постараемся сделать все, чтобы ее проект Полного собрания сочинений Чайковского не пропал. В последнее время Полина Ефимовна предпринимала много усилий, чтобы расширить круг специалистов, которые занимаются Чайковским, и консолидировать их. И я надеюсь, все сообщество продолжит ее дело, мы должны также поддержать ее дочь Аду Айнбиндер, которая работает над изданием. Это единственное выражение нашего почтения к ней, достойное ее памяти.

Дмитрий Бертман, генеральный директор и художественный руководитель "Геликон-оперы":

- Полина Ефимовна была не только великим ученым, вся ее жизнь прошла в искусстве, рядом с музыкантами - выдающимися и молодыми исполнителями. Она была тем человеком, который передавал свои знания автографов Чайковского исполнителям. Именно поэтому она была в постоянной связи с Владимиром Федосеевым, Михаилом Плетневым, Александром Рудиным, молодым Андреем Коробейниковым, которого приметила еще мальчиком и для которого специально готовила нотные материалы, чтобы он исполнял Чайковского по оригиналу. Полина Ефимовна ввела свою дочь в тайны Чайковского, и сегодня Ада Айнбиндер является специалистом, носителем ее трудов и ее знаний. Она была человеком сложным, как это бывает у выдающихся людей, иногда резким, жестко принципиальным. Но до конца дней абсолютно священными для нее оставались рукописи Чайковского. И у меня всегда было ощущение, когда она брала в руки эти рукописи, что она касается их, словно жрица. При этом Полина Ефимовна была очень теплым человеком с друзьями. Помню, как она мне готовила потрясающую баклажанную икру по рецепту своей мамы. Она любила шутки, следила за политикой, за всем, что происходит в мире, и даже уже лежа в постели, в последние дни своей жизни, смотрела проект "Большая опера". Это было большое счастье - общаться с ней.

Справка "РГ"

По сообщению Ады Айнбиндер, прощание с Полиной Вайдман пройдет в Доме-Музее П. И. Чайковского в Клину в среду, 16 ноября в 11.00.