Это самый лучший способ привлечь пассажиров, говорят эксперты.
Лидер по раздаче Wi-Fi в общественном транспорте - конечно, Москва: связь там есть не только в метро, но и даже в некоторых маршрутках. До конца 2017 года доступ в Сеть появится на всех линиях метрополитена в Санкт-Петербурге. В Саранске и Екатеринбурге Интернетом обеспечили пассажиров трамваев, самого популярного там вида общественного транспорта.
Большую роль во всеобщем подключении россиян сыграла и подготовка к чемпионату мира по футболу-2018. Матчи пройдут, напомним, с 14 июня по 15 июля 2018 года на стадионах в одиннадцати российских городах: Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Нижнем Новгороде, Саранске, Калининграде, Волгограде, Екатеринбурге, Самаре, Сочи и Ростове-на-Дону. В этих городах уже организуют доступ в сети Wi-Fi не только на аренах, но в целом в городах, отмечают операторы связи.
Для города и связистов это довольно выгодный союз, считает директор Центра исследований транспортных проблем мегаполисов НИУ "Высшей школы экономики" Константин Трофименко. Интересно, что подобных аналогов раздачи сигналов Wi-Fi в Европе нет. Беспроводной доступ в Сеть в общественном транспорте более-менее развит лишь в Японии и Сингапуре. В мире есть несколько метрополитенов, где бесплатная интернет-связь доступна только на станциях, констатируют эксперты.
Так что в Россию уже приезжают делегации из других стран, чтобы посмотреть на то, как работает Сеть во время движения транспорта.
Реализовать проект бесплатной сети Wi-Fi непросто: нужны серьезные профессиональные компетенции, большие материальные вложения и надежные партнеры. Российский оператор связи должен не только реализовать проект с технической стороны, но также разработать платформу для монетизации проекта, с помощью которой можно зарабатывать на бесплатном для пользователей сервисе. И это основная проблема. Ведь развитие беспроводных технологий пока может себя полностью окупать только в городах-миллионниках, уверен глава Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин.
Операторы работают за счет рекламы, которую показывают перед подключением либо предлагают подключиться без рекламы, но за деньги.
Но когда люди платят деньги, они начинают задумываться о качестве. И здесь идет постоянная борьба с помехами для большей устойчивости сигнала, особенно это актуально для подземки. Для столичного метрополитена была разработана единая система мониторинга качества сети "Светофор". Она представляет собой интерактивную схему метро, на которой в реальном времени отображается работоспособность сети: как на самих линиях, так и внутри подвижного состава. Таким образом, мы можем сразу заметить любые изменения, отмечает представитель оператора Анастасия Попова.
Интересно, что сейчас речь уже идет о возможности подключения не только смартфонов и планшетов, но и медицинских приборов, которые подключаются к Wi-Fi для передачи информации о состоянии здоровья пассажира - давлении, уровне сахара и так далее. Разработчикам таких приборов обязательно надо задуматься об их идентификации в Сети, чтобы вовремя можно было подать сигнал о состоянии здоровья пациента и, например, вызвать скорую помощь.
Между тем популярность Интернета в общественном транспорте продолжает расти. Каждый день бесплатным Wi-Fi, например, в столичном метро пользуется до 1,5 миллиона человек, которые совершают до трех миллионов подключений (то есть примерно 2 подключения на человека, что логично: утром - по пути на работу, вечером - обратно, домой).
Как оказалось, что пользоваться Интернетом в общественном транспорте больше предпочитают женщины. Среди пользователей метро 42 процента мужчин и 58 процентов женщин. В Интернет они выходят в основном через смартфоны (90 процентов), немного через планшеты (9 процентов) и совсем чуть-чуть через ноутбуки (1 процент).
Возраст пользователей Wi-Fi в метро: до 18 лет - 4 процента, 18-24 - 37 процентов, 25-34 - 46 процентов, 35-44 - 9 процентов, старше 45 - 4 процента.