Как случилось, что вы, музыкант с репутацией абсолютного классика, занялись этим?
Борис Березовский: В России до сих пор не было фестивалей, сочетающих классику с фольклором. Пять лет назад я открыл для себя фольклор во всем его многообразии и красоте и понял, насколько это направление может быть перспективным.
При каких обстоятельствах так открылся вам фольклор?
Борис Березовский: В Швеции знакомый контрабасист пригласил меня послушать фольклорный ансамбль. Я думал, что будет скучно. Но все оказалось ровно наоборот - живо, интересно, с постоянно меняющимися ритмами. С тех пор фольклор занимает все большую часть моей души.
Скандинавы известны бережным отношением к своим фольклорным традициям. А что происходит в России?
Борис Березовский: Все не так плохо, как кажется. Хотя фольклор и не занимает должного места в медиапространстве, если не иметь в виду, конечно, ансамбль Надежды Бабкиной, мягко говоря, не очень точной производной от подлинного фольклора. Но в России немало областей, где существуют фольклорные ансамбли, есть деревни, где старину стараются сохранять. Я вижу будущее фольклора именно как интерактивного музея, потому что вернуться в былое состояние, когда это было самой жизнью, сегодня невозможно. В нашем фестивале приняли участие восемь ансамблей, воссоздающих традиции.
В музыкантских академических кругах преобладает снисходительное отношение к фольклору.
Борис Березовский: Наш фестиваль призван преодолеть этот снобизм. В каждой национальной культуре заключен уникальный код, судить который с какой-то единой глобалистской точки зрения неверно. Я - за антиглобализм. Чтобы понять свой код, важно понять и чужой, чтобы оценить красоту других, нужно глубоко знать уникальную красоту своего народа. И татарская, и тувинская, и узбекская, и все культуры уникальны, все говорят о самом главном. А Россия - это же столько народностей!
Что вас как музыканта больше всего привлекает в фольклоре?
Борис Березовский: Асимметричность и импровизационность. Помните это знаменитое "Римский-Корсаков совсем с ума сошел", после того как услышали в его "Садко" хор, написанный в размере 11/4? Все потому, что музыка фольклора пульсирует в непредсказуемых ритмах, которые при столкновении с академической традицией обнаруживают разницу установок. Композитор, выросший на европейской музыке, собьется на балканском фольклоре, существующем в другой ритмической традиции. Поэтому одной из главных задач фестиваля является открытие новых композиторов.
Этот фестиваль не планируется в формате международного?
Борис Березовский: Если повезет, то лет через пять о нем узнает весь мир.