"Абсолютная власть": отличная игра "Гарри Поттера" не отогнала зевоту

Дэниел Рэдклифф продолжает изо всех сил крушить свой образ "Мальчика-который-выжил", соглашаясь на экстравагантные роли - одна причудливее другой. Тем, кому клюквенной булгаковщины, контркультурщика Гинзберга и лохматого помощника Франкенштейна показалось мало, стоит обратить внимание на работы британца этого года.

После почти в буквальном смысле слова искрометного "человека-швейцарского ножа" Рэдликфф, беря пример с ключевой фигуры конкурирующей фэнтези-франшизы Элайджи Вуда, представшего в "Зеленой улице" футбольным хулиганом, решился изобразить адепта радикальной молодежной субкультуры. Только образцового скинхеда-неонациста из экс-Поттера не вышло. И хотя так и было задумано, это-то и стало одним из двух главных недостатков потенциально неплохой картины.

Дело в том, что герой Рэдклиффа Нэйт на самом деле сотрудник ФБР. Но не простой сотрудник. Он - арабист, человек с большим кругозором, исполнительный профессионал и вообще редкий умница. При этом - до мозга костей офисный работник, обладающий незначительными, но заметными проблемами с социализацией. Именно он почему-то получает предложение внедриться в банду неонацистов. Да еще и зачем-то соглашается.

На этом сюжетные чудеса не заканчиваются - среда, где ему при помощи советов Дейла Карнеги (нет, серьезно!) предстоит выведывать зловещие планы о коварном реваншистском теракте, населена настолько тупоголовыми индивидами, что вычислить его они все никак не могут, хотя о существовании "стукача" таки догадываются.

Надо отметить, что сама эта колоритная и разношерстная среда изображена довольно подробно и со вкусом. В "Абсолютной власти" (Imperium) представлен пестрый калейдоскоп правоэкстремистских формаций, взращенных на почве белого расизма, обросшего символикой европейских фашистских партий прошлого века. Тут вам и маргинальные оборванцы-скины в берцах и подтяжках, и суровые религиозные наследники Ку-клукс-клана, и циничные политиканы-конъюнктурщики, и эстетствующие интеллектуалы-идеалисты. При этом между всеми ними, несмотря на декларируемое единство в ненависти к ряду категорий сограждан, наблюдается взаимная и вполне явная классовая неприязнь - разве не иронично!

Видимо, это она настолько затуманивает взгляды борцов за чистоту белой расы, что они не могут разглядеть самого очевидного сексота на свете. Бедолагам не помогает даже малоубедительность его легенды и крайне неудачно выбранное амплуа - не скрывая своей образованности и воспитанности, Нэйт тщится изобразить типичного представителя пролетарской субкультуры, побрив голову и облепив себя показушным реквизитом. Самый сообразительный из нацистов - упомянутый интеллектуал, отличающийся любовью к литературе и классической музыке - все-таки отмечает: для простого скина, мол, брат, умноват ты больно. Никаких выводов из этого ни тот, ни другой, впрочем, почему-то не делают.

Режиссер, сценарист и продюсер Даниэль Рагуссис (это его дебют по всем трем позициям) успешность Нэйта как шпиона, однако, объясняет (устами его начальницы) не невероятным везением и не удивительной глупостью исследуемых, а тем, что "он смог их понять". О последнем должна свидетельствовать нэйтова реплика, к которой и сводится весь нехитрый месседж Рагуисса: "Их таланты - да в благих бы целях…"

Прямолинейность (а это и есть второй недостаток), похоже, стала обязательным атрибутом фильмов о правых радикалах, где и когда бы они ни снимались. Поэтому ни мастерски снятой "Американской истории Икс", ни аутентичному "Ромперу-Стомперу" (и тем более - его корявенькому отечественному клону "Россия 88") не удалось застраховать зрителей от приступов зевоты. Удалось разве что новому российскому фильму-недоразумению "Психи", предложившему взамен приступы смеха.

В "Абсолютной власти" смеяться не над чем, а вот зевота вновь вероломно о себе напоминает. И у отличной игры Рэдклиффа отогнать ее не получается.

3.0