Напомним, что центральной фигурой политического скандала в Южной Корее является давняя подруга Пак Кын Хе 60-летняя Чхве Сун Силь. Не занимая никаких официальных постов, она вмешивалась в важнейшие государственные решения, получала доступ к секретным документам, создавала тайные политические фонды, используя свои дружеские отношения с Пак. Чхве и несколько бывших ближайших помощников президента уже арестованы и их допрашивают следователи прокуратуры. Пак Кын Хе дважды извинилась, но в такой манере, которая лишь еще больше разозлила народ. 12 ноября в Сеуле состоялась крупнейшая за последние 30 лет демонстрация, в которой приняли участие до миллиона человек. Манифестанты требовали отставки Пак.
"Даже если все наше население в 50 миллионов человек вышло бы на улицы с плакатами об отставке Пак, она все равно и тогда бы не ушла добровольно", - сказал недавно в интервью местным СМИ опытный политик Кореи Ким Чжон Пхиль. Он был одним из доверенных людей отца Пак Кын Хе Пак Чжон Хи и давно знает нынешнего лидера. Ким отметил, что Пак очень упряма и не прислушается к внешним советам.
Судя по поведению Пак, Ким Чжон Пхиль оказался прав. Президент Кореи и ее окружение, несмотря на крупный скандал и рекордно низкий рейтинг, решили идти напролом, посчитав, что со временем народ успокоится, и что все не так серьезно, как представляет оппозиция. Кроме того, судя по заявлениям людей из окружения президента, она намерена остаться на посту любой ценой и уже демонстративно возобновила обычную деятельность, которая была парализована скандалом.
Более того, теперь Пак, по мнению СМИ, активно пытается задавить негодование. Некоторым журналистам поступили угрозы, что президент подаст на них в суд за "искажение фактов". По поводу обвинений в адрес политика Пак Кын Хе отметила, что "это только подозрения". Также прозвучала фраза одного из чиновников - ее сторонника: "Что, президенту каждый раз уходить в отставку, как только на демонстрацию выйдет миллион человек?".
Пак также демонстративно дала указание начать расследование по поводу фактов коррупции при строительстве крупнейшего и самого высокого в стране жилого комплекса в Пусане. Критики уверены, что таким образом она пытается отвлечь внимание публики, надеясь, что люди в итоге успокоятся, а ее "традиционная опора" в лице пожилых и консервативных корейцев сплотится вокруг нее.
Достаточно свободно Пак Кын Хе интерпретирует и свои обещания "согласиться на допрос в прокуратуре". Следователи уже несколько дней настаивают на ее личном допросе, говоря, что остальные уже опрошены, тогда как Пак через своего адвоката настаивает, по возможности, на письменном допросе, а также всячески оттягивает время, ссылаясь на необходимость подготовки к такому разговору.
Такой подход еще больше разозлил противников Пак, в числе которых сейчас объединены оппозиция, часть правящего лагеря и большинство СМИ. Все три оппозиционные партии официально заявили, что отныне намерены добиваться отставки Пак Кын Хе и никакой возможности для иного компромисса не видят. Наиболее вероятный кандидат от оппозиции на ближайших президентских выборах Мун Чжэ Ин заявил, что он лично возглавит борьбу против Пак. Уйти действующего лидера в отставку добровольно, передав все полномочия предложенному парламентом премьер-министру, потребовал мэр Сеула Пак Вон Сун, бывший лидер оппозиционной Народной партии Ан Чхоль Су и ряд других политиков.Даже в самой правящей партии значительная часть депутатов считают, что настало время для "ответственного решения", подразумевая под этим добровольную отставку.
С учетом позиции Пак, чье упрямство и стремление идти напролом уже хорошо известны, ее противники теперь намерены вывести на улицы народ, расширяя масштаб протестов, а также провести тщательную проверку скандала вокруг Чхве Сун Силь, где могут всплыть факты личной замешанности Пак Кын Хе. Кроме того, если и после этого президент будет упорствовать, то ее противники готовы инициировать импичмент.
Судя по попавшим из прокуратуры в прессу сообщениям, у помощников Пак Кын Хе уже обнаружены аудиозаписи и прочие улики, указывающие на то, что президент лично давала указания показать закрытые документы Чхве Сун Силь, что является грубым нарушением. Есть и другие подозрения в коррупции и прочих махинациях, над прояснением которых работают прокуроры.
Кроме того, парламент уже практически точно инициирует механизм "спецследователя", который отдельно займется расследованием скандала. Поскольку прокуратура подчиняется министерству юстиции, иными словами - президенту, то есть подозрения, что нынешнее следствие испытывает проблемы, "копая" под своих начальников. Спецследователь будет иметь широкие полномочия и не будет подчиняться никому, отчитываясь по итогам лишь перед парламентом.
19 ноября оппозиция пообещала вывести еще больше людей по сравнению с прошлой неделей, продолжая акции вплоть до тех пор, пока Пак не поймет, что она полностью утратила доверие народа. "Она, видимо, живет в своем мире и не понимает, насколько серьезна ситуация. Мы ей покажем это", - пообещал один из функционеров оппозиционной Демократической партии "Тобуро".
Потом настанет черед импичмента, для чего необходима поддержка двух третей депутатов парламента. Оппозиция имеет совокупное большинство, но для импичмента ей нужна поддержка хотя бы части избранников от правящей партии. Там настроения разные, но значительная часть правящей партии настроена против Пак Кын Хе, считая, что она должна уйти.
Однако в Корее президента не просто сместить, несмотря на недовольство народа. Даже после импичмента свою позицию должен будет высказать Конституционный суд, который рассмотрит основания для такого решения. Он может отменить смещение, как уже было в 2004 году с Но Му Хёном. Правда теперь, как отмечают аналитики, ситуация иная. Если Но действительно попытались снять, используя спорные обвинения, то сейчас всплыли беспрецедентные для последних десятилетий политической жизни Кореи факты, где замешана лично президент, допустившая грубые ошибки. В связи с этим выводы прокуратуры и спецследователя будут играть крайне важную роль.
Пак, опираясь на закон, может отказаться от любых допросов. При этом оппозиция угрожает: если Пак Кын Хе не осознает, что она живет в новом мире, где править методами ее отца-генерала уже нельзя, то дело может дойти до стычек на улицах. 12 ноября суд уже разрешил демонстрациям пройти впервые в истории в непосредственной близости от администрации президента, отметив, что "лидер страны должен знать глас народа". Акции прошли максимально спокойно, хотя было понятно, что при желании толпа запросто могла смять полицейские кордоны и войти в администрацию президента. Оппозиция показывает, что не хочет такого развития ситуации и возвращения к опыту агрессивных демонстраций, когда студенты и рабочие устраивали настоящие бои с полицией. Однако подоплека ясна: "Если надо, то доведем и до этого".
Сейчас Пак и ее окружение демонстрируют уверенность в своих силах, показывая, что готовы остаться на своих постах и после новых демонстраций. По поводу же импичмента, как сказал один из помощников Пак Кын Хе, позиция руководства тоже проста и понятна - попробуйте устройте импичмент, если сил, конечно, хватит. "Импичмент - это право парламента, а потому мы тут ничего не можем сказать или сделать. Если считают это необходимым - пусть инициируют", - сказал чиновник.