Сегодня в Ставрополе и его окрестностях всякий хотя бы раз слышал о поисках этого молодого человека. После его пропажи сотни волонтеров вместе с нарядами полиции прочесали буквально каждый метр, где теоретически может находиться Влад. В местных СМИ активно информировали горожан о приметах и особенностях поведения Манукова - внешне он выглядит как абсолютно здоровый человек, но боится незнакомцев, практически не разговаривает, часто начинает бежать вприпрыжку, размахивая руками и вскрикивая.
Обход территории, установка информационных щитов в оживленных местах краевой столицы, размещение объявлений на подъездах многоэтажек и во всех социальных сетях с хештегом #НайтиВлада - эту работу после появления официальной ориентировки организовали активисты регионального отряда "Поиск 26", который уже более трех лет занимается розыском пропавших людей на Ставрополье. Опыт добровольцев подтверждает, что надежды на счастливую развязку истории Владислава Манукова терять нельзя: в основном поиски сейчас заканчиваются обнаружением живого человека.
- Первая спасательная операция, в которой я приняла участие, была организована три года назад после пропажи девушки из Ставрополя. Я увидела объявление в социальных сетях, которое разместили ее родственники, и была шокирована - мне казалось, что люди исчезают где-то далеко, не у нас в регионе, - признается руководитель отряда Виктория Кафнер. - Тогда все, к счастью, обошлось. Но, начав заниматься этим делом, уже не смогла остановиться.
Постепенно к добровольческой команде примкнули несколько десятков активистов, которые сформировали основной костяк отряда. При появлении тревожного сигнала они, отработав собственную систему взаимодействия, стали оперативно выезжать на место и организовывать поиски. С 2016 года, правда, из-за большого количества заявок волонтерам пришлось сузить круг разыскиваемых лиц - теперь здесь берутся только за дела о пропаже детей до 18 лет, пожилых людей и инвалидов.
- Мы сразу решили, что не будем открывать никаких электронных кошельков и счетов. Мы принципиально против этого. Там, где деньги, - там часто и грязь. Это наш душевный порыв, а он не требует оплаты. Поэтому находимся на полном самообеспечении - тратим личные время и деньги. Единственное, недавно кинули клич о сборе средств на квадрокоптер, который нам жизненно необходим - при исследовании сложной местности он способен заменить до 40 человек, - говорит Виктория.
Сегодня на просьбы отряда о помощи - от репостов в соцсетях и обзвона больниц и моргов до непосредственных поисков - откликаются многие неравнодушные ставропольцы. Кто-то на своей машине забирает людей и привозит на место, кто-то готовит им горячий чай и бутерброды, кто-то поддерживает информационно и так далее.
Единственные "помощники", с которыми не взаимодействуют волонтеры, это местные доморощенные экстрасенсы. Зачастую они предлагают свои услуги для определения местонахождения потерявшегося человека, требуя за это, естественно, кругленькую сумму. Убитые горем родственники соглашаются и ожидаемо становятся жертвами мошенников.
- Именно по этой причине мы не выкладываем на наши страницы подробных сведений о ходе поисков, чтобы никакие шарлатаны не смогли ими воспользоваться, - акцентирует внимание Кафнер.
Остальные могут смело присоединяться к участникам отряда. Здесь ждут всех желающих - работа найдется каждому, и от личного вклада каждого действительно может зависеть успех спасательной операции.
Для разных условий поиска у волонтеров существует отдельная методика. Если, к примеру, в населенном пункте потерялся дедушка с болезнью Альцгеймера, от добровольцев понадобятся расклейка ориентировок, опрос людей и патрулирование улиц до тех пор, пока человек не будет найден. В лесной зоне идет работа на отклик - поисковики следуют по двое параллельно друг другу, разговаривают по рации, останавливаются каждые 50 метров, выкрикивают имя пропавшего и ждут ответа.
"Прочес" используется, если есть подозрение, что человек лежит и не может говорить. Для этого лес делится на квадраты, в каждый из которых отправляются от пяти и более активистов.
- Задача эта не из легких - на отработку уходит много часов, а иногда и дней. Все действуют как единое целое и на один результат, чтобы услышать: "Найден, жив", - делится координатор проекта. - Бывают случаи, когда обнаруживаем и погибших. Поэтому каждому нужно быть готовым к такому исходу. Мы честно предупреждаем об этом всех новичков.
Самым ярким проявлением гражданской активности ставропольцев за последнее время стали поиски первоклассницы из Пятигорска, которую в начале октября прямо из двора школы увел неизвестный мужчина. К розыску ребенка подключилась, по подсчетам участников, тысяча добровольцев. Они обходили дворы и дома с ориентировками, делились информацией в социальных сетях. На призыв о помощи отозвались даже местные таксисты, которые бесплатно подвозили активистов до точек поиска.
Вечером того же дня работа увенчалась успехом - девочку, живую и здоровую, нашли в поселке Иноземцево, после чего передали родителям. Немногим позже удалось задержать и ее похитителя, которым оказался 42-летний местный житель. Ранее он был не только судим, но и проходил лечение в психиатрической больнице.
Как выяснилось, шумиху, поднятую в интернете, заметил брат преступника. Он узнал в девочке школьницу, которую тот привел в их родительский дом, вывел ее на улицу и оставил на остановке общественного транспорта.
- По закону искать пропавших, как только приходит соответствующая информация, должны полицейские. Но мы уверены, что ничьи усилия не будут лишними, и это в очередной раз продемонстрировала история пятигорской первоклассницы, - утверждает Виктория. - Тем более что с нашими правоохранителями трудностей у отряда не возникает - без заявления в органы от родных мы не работаем. Даже удалось договориться с руководством главка и разослать наши памятки по всем отделам. Теперь информация чаще всего стала приходить от сотрудников полиции.
C начала 2016 года совместно с ГУ МВД России по Ставропольскому краю волонтеры провели почти 70 поисково-спасательных операций. Большинство людей найдены живыми, двое остаются без вести пропавшими. В отряде очень надеются, что со временем их помощь будет требоваться гораздо реже.
В отряде "Поиск 26" составили несколько красочных памяток для детей с правилами поведения в экстремальных ситуациях.
В частности, школьникам нужно выучить шесть главных "нет": не открывать незнакомцам двери и не входить с ними в лифт, отказываться от любых предложений незнакомых людей, избегать безлюдных мест, не садиться в чужую машину, не уходить далеко со своего двора.
Родителям, в свою очередь, необходимо наладить доверительные отношения со своими детьми, чтобы знать, чем они живут и с кем общаются. А в случае пропажи ребенка - незамедлительно обращаться в ближайшее отделение полиции. Здесь обязаны принять заявление без поправки на трое суток ожидания.
К поискам также как можно быстрее стоит подключить всех друзей и близких, добровольческие отряды. Связаться с ними можно в социальных сетях "ВКонтакте", "Фейсбук" и "Твиттер".
Иван Павлюченко, волонтер, организатор благотворительных акций, г. Ставрополь:
- Поиск пропавших без вести - одна из самых проблемных тем на Северном Кавказе. Причины понятны - только за время двух военных кампаний на территории Чечни, по данным МВД, исчезли свыше трех тысяч человек. И судьбы этих людей нам до сих пор неизвестны. Большинство из них - уроженцы республики.
Конечно, сегодня ситуация кардинально изменилась. Но тем страшнее осознавать, что и в мирное время у наших с вами друзей или соседей пропадают близкие люди. Ту работу, которую ведут волонтеры отряда "Поиск 26", трудно переоценить - ее результатом становятся спасенные человеческие жизни. Это, пожалуй, один из ярких примеров того, как благодаря активной гражданской позиции люди могут приносить обществу колоссальную пользу. И, безусловно, им необходима поддержка как со стороны таких же неравнодушных ставропольцев, так и властей региона.
Между тем
Каждый год в России в среднем без вести пропадают 120 тысяч человек, 15 тысяч из них - дети. Пять тысяч так и не удается найти.