По части капельницы у нас все наоборот - "великое финансовое замораживание" (см. колонку "Морозить или умножать"). И с операциями тоже как-то не очень.
Где на Руси живется хуже всего? Падение промышленного производства за 3 года (сентябрь 2016 / сентябрь 2013) на 43,8 процента в таинственной Бурятии, на 40,9 процента в Северной Осетии-Алании, на 32,1 процента в Карачаево-Черкесии, на 28,1 процента в Архангельской области (без Ненецкого АО), на 26,3 процента в тихой Ивановской области, на 20,7 процента в кормилице - Костромской области, на 20 процентов в далеком Камчатском крае, на 17,5 процента в самом-самом Санкт-Петербурге, на 15,9 процента в Тверской области, на 11,2 процента в Приморском крае, где ТОРы и землю раздают. То есть плохо, даже если даются деньги и начинаются крупные проекты (Приморье и Петербург никак не оставлены без внимания).
Что-нибудь... кто-нибудь... почему... как-то... вмешайтесь...
А где у нас жестоко болит? Объемы строительных работ в России в 2016 году упали к 2013 году на 15,2 процента (январь-сентябрь). Кто-то кричит об этом? Кто-то хмурится над тем, что это падение достигло космических масштабов по 30 с лишним регионам России? В половине из них оно бескомпромиссно идет три года подряд. Ненецкий АО - сокращение строительных работ за 3 года на 45 процентов, Ханты-Мансийский АО - на 34 процента, Новосибирская область - на 55 процентов, Челябинская - на 26 процентов, Омская - на 25 процентов, Кемеровская - на 22 процентов. Не последние, между прочим, земли по их промышленному значению. Астраханская область - на 70 процентов, Краснодарский край - на 60 процентов. Завершение федеральных проектов? Но как нам быть с Калмыкией (сокращение строительных работ на 63 процента), Архангельской областью (на 57 процентов), Еврейской автономной областью (на 47 процентов), Рязанской и Сахалинской (на 45 процентов), Курганской (на 43 процента), Ивановской (на 40 процентов) областями? Этот список можно продолжить.
А где вытоптанные поля в отраслях? Сколько денег уже дали автопрому за четверть века, но когда прислоняешься к лакированной дверце авто, невольно думаешь, не вымирающий ли это вид? Снижение производства легковых автомобилей за 3 года подряд (январь - октябрь 2016 года к такому же периоду 2013 года) - 37,2 процента, автобусов - на 26,3 процента.
Последнее упоминание о троллейбусах в оперативных сводках Росстата - в 2014 году. Тогда в октябре 2014 года их сделали за месяц 4 штуки. Сейчас делают в среднем по 12 штук в месяц, а в июне, например, был выпущен только 1 (один) новый троллейбус на всю страну. То же по трамваям. Они почти исчезли со статистического лица земли: за январь - сентябрь сделано всего 53 вагона.
Автомобили грузовые - наша сила, наш мотор - минус 33,5 процента к январю-октябрю 2013 года (хотя в 2016 году их сделали чуть больше, чем в 2015-м). По плану импортозамещения в автомобильной промышленности 2015 года зависимость от иностранцев в ключевых компонентах авто - до 100 процентов. Что там происходит? Заместили при падающем производстве? Продвинулись? Мощности в автомобильной промышленности загружены на 40 процентов (минпромторг, январь 2016).
Кто расшевелит экономику? Где та "бригада скорой помощи", которая возьмется за инвестиции? Что делать с тем, что производство вычислительной техники в фактических ценах упало в 2014-2016 годах (январь-октябрь) на 16,7 процента? В фактических, а не в сопоставимых! Значит, с учетом инфляции и ослабления рубля в физическом измерении - еще больше (там много иностранных компонентов). Вычислительная техника - основа основ безопасности страны. Ее производят на 50 центов на душу населения. Всего 50 центов! Ведь это не серая, не гаражная экономика, когда можно сказать, что статистика не полна и все делается в подвалах или в сараюшках.
А что нам известно об одежде? Например, пальто? Только то, что жить без них никак нельзя и в 2015 году их произвели в России на 31,7 процента меньше, чем в 2013 году (январь-сентябрь), а затем они исчезли из оперативной отчетности. Что еще? В 2015 году их, судя по официальным данным, сделали в России по 1 штуке на 146 человек. Повторить? Одна штука - короткая или с длинными полами - на 146 человек!
Как-то хочется вперед и дальше. Больше и глубже. Быстрее! Выше и с сияющим лицом. Чтобы брызнуло - вместо тишайшего тления. Чтобы кто-то сказал: рекорды будут! Вместо плавного ежегодного объяснения проблем по принципу полета бабочки на основе закона кривой, которая куда-то вывезет.
Наша экономика давно и серьезно больна и нуждается в глубоком лечении. Ей нужна помощь - дешевым кредитом, легкими налогами, умным валютным курсом, дерегулированием, просто хорошим настроением, когда ее не доводят плохими новостями. Вместо сотен совещаний, консилиумов, поручений, тысяч рабочих групп и в общем-то ходьбы по кругу - подбодрить ее экономическими инструментами. Палочкой потыкать в еле ходящее существо, просительно мычащее. Кстати, ничего нового. Что-то похожее собрался сделать новый президент США - создать экономику "бума".