В Новосибирской области увеличат финансирование дорожной отрасли

В уходящем году размер расходной части дорожного фонда Новосибирской области увеличился более чем на миллиард рублей, однако одной из острых проблем остается недостаточная собираемость в регионе транспортного налога. Если юридические лица, как правило, платят его регулярно, то немалая доля владельцев частных машин предпочитает уходить от этой обязанности.

Собираемость транспортного налога в Новосибирской области остается на уровне семидесяти процентов, и лишь благодаря приросту сбора акцизов, который составил порядка десяти процентов в прошлом году и 6,7 процентов в 2016-м, ситуацию с наполнением дорожного фонда удается выравнивать.

Увеличить собираемость в ближайшее время едва ли удастся. Согласно недавно внесенным в законодательство изменениям, крайний срок уплаты всех имущественных налогов, в том числе транспортного, перенесен с 1 октября на начало декабря. Это означает, что основная часть поступлений от транспортного налога, который обеспечивает четверть доходов дорожного фонда, придет в него только в следующем году.

Несмотря на эти проблемы, расходы на строительство, содержание и ремонт дорог в нынешнем году составили 8,7 миллиарда рублей против 7,5 миллиарда в 2015-м. Из выделенной в 2016 году суммы 7,6 миллиарда рублей было направлено на реализацию программы развития автодорог регионального, межмуниципального и местного значения Новосибирской области, рассчитанную до 2022 года. По словам главы областного министерства транспорта и дорожного хозяйства Сергея Титова, удалось значительно увеличить расходы на планово-предупредительные работы, и в первую очередь это касается так называемых школьных маршрутов.

- На этот вид работ мы потратили 613 миллионов рублей, в следующем году планируем еще около 400 миллионов. Всего более миллиарда рублей - такой суммы на планово-предупредительный ремонт еще не выделялось, в последние пять лет максимум составлял порядка 800 миллионов рублей. Мы пошли на увеличение расходов, чтобы снять напряжение на школьных маршрутах - они зачастую становились непроходимыми, особенно в период весенней распутицы. В следующем году мы планируем эту проблему снять полностью, - сообщил Титов.

Еще около 1,3 миллиарда рублей (половина из них - поступления из федерального бюджета) в 2016 году было направлено на строительство 7,3 километра и реконструкцию 21,3 километра дорог. Завершены работы на подъезде к селу Нижнекаменка, реконструированы мост через протоку в селе Калиновка Карасукского района и дорога в Верх-Тулу, сдан второй пусковой комплекс автомобильной дороги в обход Коченево. Также завершена основная часть работ на подъезде к Криводановке, и за счет этого появится еще один въезд в Новосибирск с выходом на Колыванское кольцо.

- Выполняем работы в рамках Новосибирской агломерации, в частности, на одном из самых важных объектов - на дороге от Верх-Тулы к ОбьГЭС. В следующем году мы ее введем полностью, что позволит разгрузить улицу Петухова и откроет жителям Советского района ближайший путь в аэропорт Толмачево и Ордынку. В рамках развития агломерации будет реконструирован участок "Инская - Барышево", появится еще один выход на Ленинско-Кузнецкую трассу.

В планах на следующий год - увеличение расходной части дорожного фонда до девяти миллиардов рублей. Часть из них поступит из средств федерального бюджета на продолжение строительства первого этапа Восточного обхода, который планируется ввести в 2019-м и на реконструкцию участка автодороги "Омск - Новосибирск" длиной в тридцать километров. Причем и по строительству-реконструкции, и по объемам капремонта ожидается прирост на уровне десяти процентов.

Серьезные средства вынужденно выделяются и поддержание в нормативном состоянии местной сети автомобильных дорог. В 2016-м на эти цели направили порядка 1,9 миллиарда рублей. По словам Сергей Титова, дело в том, что на протяжении пятнадцати лет местные дороги были по сути бесхозными, ими просто никто не занимался.

- Когда-то их ремонтировали хозяйствующие субъекты: колхозы, совхозы и так далее. Потом они приказали долго жить, дороги были брошены, пришли в плачевное состояние. Только на протяжении пяти последних лет мы выделяем на них серьезные финансовые средства, но на многих местных дорогах ситуация уже исправлена. На их содержание муниципалитеты получили еще порядка 650 миллионов рублей из дорожного фонда.

Кстати

В Новосибирской области при обильных снегопадах на дороги регионального значения выходит более семисот единиц уборочной техники. Кроме того, в последнее время введена практика, когда ответственные за уборку дорог предприятия на зимнее время заключают договоры с крестьянскими хозяйствами, в которых есть крупнотоннажная техника, с тем, чтобы в случае необходимости иметь возможность использовать и ее. Все машины обеспечены системой ГЛОНАСС, которая позволяет отслеживать работу техники.

Прямая речь

Иван Сырмолотов, директор Новосибирского колледжа автосервиса и дорожного хозяйства:

- Не секрет, что еще несколько лет назад дорожная отрасль региона во многом держалась на мигрантах, дешевой рабочей силе из стран ближнего зарубежья. Понятно, что качество строительных и ремонтных работ оставляло желать лучшего. Несколько лет назад руководство области озаботилось этим вопросом, и сейчас мы ежегодно выпускаем полторы сотни специалистов среднего звена, рабочих. Благодаря тому, что в Новосибирской области вновь появился дорожный фонд, у предприятий есть возможность платить хорошие деньги за хорошую работу. Конечно, о полном решении кадрового вопроса говорить нельзя и востребованность в высококвалифицированных дорожниках остается высокой. Тем не менее год от года мы наблюдаем улучшение качества работ.

А как у соседей?

В 2017 году в Красноярске запланированы масштабные работы по ремонту дорожной инфраструктуры. Объемы предстоящих вложений в мэрии называют рекордными. Из регионального бюджета на капремонт и благоустройство дорог краевого центра выделят более одного миллиарда рублей.

В программу на 2017 год включено восемнадцать дорожных объектов в Красноярске. По информации департамента городского хозяйства, привести в порядок предполагается проспект Карла Маркса, подъезды к больнице скорой медицинской помощи по улицам Лесопарковой, Забобонова и Крупской. Также будут проведены дорожные работы на улицах Вейнбаума, Партизана Железняка. Кроме того, планируется ремонт путепровода на улице Профсоюзов и расширение проезда на участке от улицы Глинки до Тамбовской.

За год красноярская мэрия намерена капитально отремонтировать ключевую автомобильную переправу - Коммунальный мост. В августе этого года был заключен контракт с подрядчиком на выполнение изыскательских и проектных работ, обследование конструкций и составление сметы. Стоимость самой реконструкции в мэрии пока не называют - ее определят по результатам проведенных исследований.

Масштабная модернизация ждет правобережье Красноярска. С наступлением тепла дорожные организации приступят к ремонту напряженного участка улицы Свердловской, ведущего к одному из главных объектов зимней Универсиады 2019 года - горнолыжному фанпарку "Бобровый Лог". Потерпеть неудобства горожанам придется и на центральной магистрали правобережной части города - проспекте имени газеты "Красноярский рабочий": в будущем году здесь также будут вестись работы по замене дорожного полотна.

Средства на эти цели краевой центр получит из регионального бюджета в виде трансфертов. Как сообщил глава департамента городского хозяйства Красноярска Игорь Титенков, для ускорения процесса часть контрактов будет заключена до конца 2016 года, что позволит дорожникам приступить к работам весной. Впрочем, как пояснили в красноярской администрации, реконструкция магистралей продолжиться: всего до 2018 года капитальный ремонт запланирован на 23 ключевых объектах дорожной инфраструктуры города.