Как изменилось дорожное законодательство в 2016 году
"За прошедшие годы количество дорожно-транспортных происшествий сократилось на 11,8 процента, существенно уменьшились социальный и транспортный риски. При этом уровень автомобилизации в стране возрос более чем в полтора раза: сейчас во многих городах на тысячу жителей приходится в среднем по 300 машин. Ясно, что число машин будет увеличиваться, и это объективный вызов и для участников дорожного движения, и для тех, кто отвечает за его организацию", - подчеркнул президент особую актуальность совершенствования законодательства в сфере дорожного регулирования сегодня.
Во исполнение поручений Президента РФ, в августе этого года был утвержден План мероприятий, направленных на снижение смертности населения от дорожно-транспортных происшествий.
Следует отметить, что повышение безопасности дорожного движения сегодня происходит исключительно в условиях активного взаимодействия государственных органов и активной общественности. Только путем диалога возможно выявления наиболее острых проблем и поиск оптимального пути их решения.
Ради безопасности жизни
Проблемы регулирования дорожного движения регулярно обсуждаются в формате Открытого правительства. Так, в результате августовского заседания министр РФ по вопросам Открытого Правительства Михаил Абызов дал ряд поручений относительно повышения безопасности детских пассажирских перевозок. В том числе потребовал разработать процедуру сертификации детских удерживающих устройств и подготовить методические материалы для помощи родителям в выборе автокресла. Также в октябре в формате Открытого Правительства обсуждалось усиление наказания для нетрезвых водителей.
Кроме того, регулирование дорожного движения обсуждалось и в рамках шестого международного конгресса "Безопасность на дорогах ради безопасности жизни". Мероприятие, посвященное роли гражданского общества в повышении безопасности дорожного движения, состоялось в сентябре 2016 года в Санкт-Петербурге под председательством Совета Федерации РФ, Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ и Министерства внутренних дел Российской Федерации. В рамках конгресса была организована широкая дискуссия по вопросам взаимодействия органов власти и общественности в формировании дорожно-транспортной политики, а также разработке конкретных мер по их реализации при активном участии институтов гражданского общества.
На фоне бурного обсуждения проблемы безопасности всех участников дорожного движения, сегодня активно меняется и соответствующее законодательство. В 2016 году изменения коснулись практически всех аспектов "автомобильной жизни", однако и это еще не все - в ближайшее время вступят в силу другие серьезные поправки.
"Этот год, мне кажется, очень хорошо показал, что общественное мнение влияет на решения законодателей. Если взять, например, инициативы с опасным вождением, то фактически целый год эта тема обсуждалась, собирались круглые столы с людьми, которые вырабатывали и сами формулировки для того, чтобы фактически внести в ПДД само понятие "Опасное вождение", а далее непосредственно обсуждать ответственность за это нарушение. Если говорить о сегодняшнем механизме, то мне кажется, что это один из ярких примеров, как общество активно поучаствовало и в этом проекте, я думаю, и будет достаточно активно помогать в выявлении и фиксации нарушений. Потому что на сегодняшний день идет как раз разработка специального приложения, на базе которого участник дорожного движения, который стал свидетелем нарушений, сможет направить информацию о том, что он это видел - либо в виде видеосообщения, либо фото с комментариями в Госавтоинспекцию", - отметила президент экспертного центра "Движение без опасности" Наталья Агре.
Что изменилось в 2016 году?
1 сентября (в Москве - 24 июля) начали действовать новые правила эвакуации. Согласно нововведениям, водители получили возможность забрать свой автомобиль со штрафстоянки до уплаты административного штрафа. В скором времени также будут унифицированы тарифы - сейчас стоимость эвакуации в разных регионах рассчитывается по-разному. Например, в столице она зависит от мощности автомобиля.
Также осенью вступили в силу новые правила приема экзаменов в ГИБДД. Теперь на теоретическом этапе можно будет ошибиться дважды, но за каждый неверный ответ, экзаменуемый будет обязан ответить на пять дополнительных вопросов по той же теме. Была незначительно изменена таблица штрафных баллов при практическом экзамене в городских условиях, добавлены два упражнения "на площадке", а инспектор теперь обязан сидеть не спереди рядом с учеником.
"Один из важных моментов был связан с регламентом принятия экзаменов. Ведь на протяжении последних нескольких лет ведется реформа подготовки водителей. Не секрет, что именно молодые водители очень часто попадают в дорожно-транспортные происшествия. Фактически эта процедура "передачи" ученика от автошколы на экзамен она всегда вызывала немало вопросов, - сообщил заместитель начальника ГУОБДД МВД России генерал-майор полиции Владимир Кузин. - И конечно в обществе было такое ожидание - как отреагирует Госавтоинспекция, каким будет ее вклад в повышение качества образования. И вот в этом году принят новый, более совершенный регламент.
Также на сегодняшний день подготовлены поправки к ограничению по управлению автомобилем молодыми водителями, связанные с ограничением по буксировке, перевозки пассажиров и т.д. Мне кажется, что этот стратегический шаг через какое-то время принесет значительную пользу".
Одной из самых резонансных тем 2016 года было обсуждение ответственности за "Опасное вождение". Необходимость подобных изменений стала особенно актуальна в последнее время. Так, по данным опроса ВЦИОМ, почти треть респондентов (31-39%) отметили "Опасное вождение" наиболее грубым и опасным правонарушением на дороге.
После громких скандалов, связанных с гонками на центральных улицах Москвы, в июне этого года стараниями ГИБДД, депутатов и правительства в ПДД появился новый термин "Опасное вождение". Теперь за перестроения при интенсивном движении, резкие торможения, несоблюдение дистанции и препятствование обгону, водители будут наказываться штрафом, размер которого утвердят во время осенней сессии Госдумы.
Уже после введения нормы инициативу чиновников поддержала активная общественность - в результате опроса на официальном сайте Госавтоинспекции за введение в ПДД понятия "Опасное вождение" высказались больше 40% респондентов. Однако, судя по тому, что основной причиной такого поведения на дорогах опрошенным кажется "недостаток личной культуры и воспитания" для изменения ситуации на дорогах законодательных мер будет явно недостаточно. На данную проблему обращал внимание и Владимир Путин во время заседания президиума Госсовета по вопросам безопасности дорожного движения в Ярославле.
"Понятно, что воспитание такой культуры - это процесс длительный, поэтому он должен идти параллельно с усилением ответственности за нарушения. Мы видим на практике, что именно эти меры помогли решить проблему с ремнями безопасности, например; заставили устанавливать в салонах машин кресла для детей, или, как говорят специалисты, удерживающие устройства", - подчеркнул президент.
В рамках шестого Международного конгресса "Безопасность на дорогах ради безопасности жизни" также состоялся ряд тематических круглых столов, на которых повышение правосознания в сфере в сфере дорожного регулирования обсуждался особенно активно. Чиновники совместно с экспертами и общественными организациями обсудили не только необходимые изменения, которые следует внести в действующее законодательство, но и пути повышения культуры вождения граждан.
"Важной тенденцией последнего времени является активизация деятельности институтов гражданского общества, которые оказывают все более ощутимую поддержку государству в вопросах обеспечения безопасности дорожного движения. Если несколько лет назад очень много общественников предлагали популярные, но не проработанные темы, то на сегодняшний день они уже выносят на обсуждение только изученные с точки зрения статистики и социологии проекты.
Это несомненно становится хорошей рабочей системой. Мы фактически видим изменение отношения общества к ряду нарушений. Так, еще несколько лет назад тема ремня безопасности у людей вызывала улыбку, а на вопрос, пристегиваетесь ли вы в автомобиле, водители только посмеивались. На сегодняшний день число автолюбителей, которые пристегиваются, достигло более 85%. Это огромное число. Это как раз говорит о том, что у людей наступает понимание, что вопрос не в том штрафе, который они заплатят, а в их собственной безопасности, - уверен глава российской Госавтоинспекции Виктор Нилов.
Это лишь немногие из поправок, которые вступили в силу в этом году. Гораздо более серьезные изменения ожидают автолюбителей в 2017 году. Среди них - изменение правил перевозки детей и усиление наказания за систематическое нарушение правил дорожного движения.
Детям - кресла, взрослым - штрафы
Одной из самых значимых поправок 2017 года станет изменение правил перевозки детей в автомобилях. Так, только за период с января по октябрь 2016 года в ДТП погибли 68 и были ранены более 1 тыс. детей, родители которых проигнорировали или нарушили правила перевозки маленьких пассажиров. Сегодня некоторые взрослые предпочитают комфортному дорогому автокреслу дешевые бустеры и накладки. Данные приспособления не учитывают все физиологические особенности ребенка, а потому не обеспечивают должный уровень безопасности и, напротив, иногда могут даже навредить маленькому человеку.
Впрочем, скоро опасные бустеры и адаптеры окончательно уйдут в прошлое - нововведения исключают возможность использования "иных средств, позволяющих пристегнуть ребёнка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства". Изменения обязывают родителей малышей до 7 лет отказаться от аналогов и использовать в качестве удерживающего устройства исключительно автокресла. Для детей с 7 до 11 лет предусмотрена возможность пристегиваться обычными ремнями безопасности, но лишь в том случае, когда они по своим физиологическим параметрам уже не помещаются в автокресло и сидят сзади.
"Я отношусь к изменениям как к большому глобальному информационному поводу по работе с родителями, - заявила Агре. - Если брать 5-6 лет назад, то детские удерживающие устройства были у 5% населения, а на сегодняшний день эта цифра поднялась до 65%. Я искренне уверена, что сейчас, с принятием этих поправок мы также организуем большую образовательную программу. Одновременно при поддержке Минздрава ведется работа по обучению молодых родителей правилам перевозки детей. И мне здесь кажется, что дело не в самих поправках, а в том, что это еще раз напоминание родителям о том, что перевозить детей нужно именно в качественных автокреслах".
Нарушители-рецидивисты станут пешеходами
Проектом федерального закона, разработанным МВД России, в КоАП РФ предлагается ввести наказание для злостных нарушителей ПДД.
Предполагается, что в следующем году автолюбителей, которые были наказаны за нарушение ПДД более трех раз, будут лишать права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет тех. Водителей, которые и вовсе не имеют прав управления транспортными средствами, предполагается наказывать штрафом в размере 10 тыс. рублей. Исключением являются административные правонарушения, зафиксированные с помощью фото- и видеокамер.
Среди нарушений, за которые водители будут лишаться прав на год и более - систематическое превышение скорости на 40 км/ч и выше, проезд на "красный", выезд на встречную полосу, разворот через сплошную, непредоставление преимущества в движении пешеходам и другие опасные маневры.
Материал подготовлен в рамках
Федеральной целевой программы
"Повышение безопасности дорожного
движения в 2013-2020 годах".