Новости

29.11.2016 13:14
Рубрика: Авто
Проект: В регионах

Выбраться из пробок

Что произойдет со схемой транспортных потоков в Орле
Орловские власти придумали, как оптимизировать транспортные потоки в регионе. Пока они строят планы на будущее, проблему надо срочно решать уже сегодня. Не захлебнется ли Орел в транспортном коллапсе и как его можно избежать, разбирался корреспондент "РГ".
 Фото: Игорь Филонов/ РГ Количество автомобилей в областных центрах ЦФО ежегодно растет на 10-20 процентов. Фото: Игорь Филонов/ РГ
Количество автомобилей в областных центрах ЦФО ежегодно растет на 10-20 процентов. Фото: Игорь Филонов/ РГ

В Орле разработали комплексную программу развития транспортной инфраструктуры. Она обойдется муниципальной казне в 45 миллионов рублей. Деньги вложат не в ремонт дорог, а во внедрение технологий - установку "умных" светофоров, дорожных знаков с подсветкой и светодиодной индикацией, остановочных электронных табло, управляемых с помощью системы ГЛОНАСС. Составить прогноз помогли ученые из госуниверситета имени Тургенева. По словам главы горадминистрации Андрея Усикова, программа рассчитана до 2025 года. Что изменится к тому времени? Власти не ожидают массового появления беспилотных летающих такси и других футуристических новинок. Человеческий фактор по-прежнему будет решающим. К такому выводу ученые пришли, замерив транспортные потоки по данным камер видеонаблюдения.

- У нас, как и в других крупных городах, остро стоит проблема грузоперевозок, - поясняет Андрей Усиков. - Доля грузовиков с массой до 3,5 тонны составляет до 12 процентов от всех автомобилей в городе, с массой свыше 3,5 тонны - до девяти процентов.

Торговля развивается, грузовиков становится больше. Они создают заторы, мешают спать по ночам и разбивают дороги. Уже несколько лет тяжелые фуры в центр не пускают. Однако водители игнорируют запрещающие знаки. Предпочитают заплатить штраф, чем ехать по объездной - считают, что так выгоднее. Около 30 процентов штрафов выписывают именно за это.

- Планируется оптимизация маршрутов грузового транспорта, - уточняет Андрей Усиков. - Разработаны различные варианты, которые позволят ограничить проезд грузовиков по центральным улицам. Это также снизит уровень шума, негативно влияющего на людей, и улучшит экологическую обстановку.

По данным Роспотребнадзора, превышение нормативов зарегистрировано в 3,6 процента проб атмосферного воздуха, взятых в жилых кварталах. Исследование помогло найти самые опасные участки. Выяснилось, что наибольшее превышение содержания диоксида азота и оксида углерода характерно для перекрестков. Самым грязным воздухом дышат 20-25 тысяч человек, или около семи процентов горожан.

Легковушки принесут не меньше хлопот. Орловская область находится на 13-м месте в национальном рейтинге обеспеченности легковыми автомобилями: на 1000 жителей приходится 314 машин. Это вообще характерно для ЦФО. Так, в Белгородской области показатель составляет 313 авто, в Тамбовской - 311, в Москве - 308, а в Калужской области он и вовсе самый высокий - 342. Среднероссийский показатель - 285 машин на 1000 жителей.

- Количество автомобилей ежегодно растет на 10-20 процентов, - рассказывает начальник регуправления ГИБДД Александр Коршунов. - Пропускная способность улично-дорожной сети была рассчитана исходя из 60 автомобилей на 1000 жителей. Она строилась давно и еле справляется с растущей нагрузкой.

Орловская область находится на 13-м месте в национальном рейтинге обеспеченности легковыми автомобилями

К 2025 году уровень автомобилизации достигнет 400-500 машин на 1000 жителей. Это грозит увеличением числа заторов и ДТП. Бороться планируют при помощи строительства заездных карманов для парковки, надземных переходов, велосипедных дорожек и внедрения автоматизированных управляющих систем. Они будут контролировать общественный транспорт.

В Орле нет выделенных полос для автобусов и троллейбусов. Зато есть так называемые "трехзначные" маршрутки. В отличие от городских, номера у которых ограничиваются двумя цифрами, они обслуживают областные маршруты. Но это не более чем уловка. Конечные остановки находятся в паре-тройке километров от города, что позволяет не заключать договор с мэрией.

- Мы не можем исключить "трехзначные" маршруты как дублирующие городские из транспортной сети, - объясняет глава облуправления транспорта и дорожного хозяйства Алексей Васильев. - Это вдвое увеличит расходы тех, кто учится и работает в Орле, а живет в пригороде. Однако в городе будет ограничено количество остановок. Они останутся у больниц, вузов и ссузов, а также крупных торговых центров.

По его словам, договоренность с перевозчиками достигнута. Впрочем, это одна из тех ситуаций, о которых говорят: "время покажет". К тому же против идеи выступил крупнейший перевозчик - МУП "Трамвайно-троллейбусное предприятие". На его долю приходится 80 процентов пассажироперевозок, однако предприятие убыточно. Маршрутки забирают "коммерческих" пассажиров, оставляя электротранспорту льготников.

- Областным маршруткам надо запретить работать в режиме городских, - считает гендиректор МУП "ТТП" Александр Коровин. - То есть они не должны производить остановки в городе. Пусть двигаются от своего населенного пункта до автовокзала по объездным дорогам.

По его мнению, прогнозы могут остаться несбывшимися, если чиновники не обратят внимания на настоящее. Электричеством транспорт питают 15 подстанций, построенных с 1968 по 1988 год. Общая протяженность контактных сетей превышает 115 километров, кабельных линий - 142 . Почти 23 километра из них отработали нормативный срок, но денег на замену нет.

- Из 2842 опор 119 находятся в аварийном состоянии и требуют немедленной замены, иначе может произойти их самопроизвольное падение, - говорит Александр Коровин. - Дефицит средств вынуждает самим создавать новые технологии для ремонта подвижного состава и оборудования. Кстати, это позволило втрое снизить затраты.

Депо обслуживает 84 трамвая, включая 18 специальных. Их средний возраст - 29,3 года при норме 16. Программа предусматривает замену аварийных опор, но средств на обновление подвижного состава в ней нет. Подсчитано, что менять надо по 10 трамваев и троллейбусов в год, иначе город в ближайшем будущем рискует остаться без электротранспорта.

Удивительно, но в программе нет ни слова о речном транспорте. Еще несколько лет назад по Оке курсировали прогулочные теплоходы - "речные трамвайчики". Они были одной из визитных карточек города и пользовались популярностью. После трагического крушения "Булгарии" были ужесточены требования к обслуживанию речных судов. Владельцев обязали проводить техосмотр на берегу, чтобы инспектор мог осмотреть днище. В Орле никогда не было специализированного предприятия. Привезенные полвека назад из столицы суда "временно" поставили на баланс трамвайно-троллейбусного предприятия. За ним они до сих пор и закреплены. Теплоходы стоят на приколе. Город не может найти средства на покупку оборудования для проведения техосмотров. Вернутся ли "речные трамвайчики" на Оку - это вопрос, ответа на который "программа будущего" не дает.

Справка "РГ"

Орел считается крупным транспортным узлом. Здесь сходятся семь автомагистралей федерального значения: М-2 (Е-105), А-141, Р-92, Р-119, Р-120 и А-142 (Е-93). Протяженность улично-дорожной сети Орла составляет 405 километров, из которых лишь 241 имеет так называемое усовершенствованное покрытие. Только 54,8 километра оборудовано ливневой канализацией. В городе насчитывается пять путепроводов над железнодорожными путями, 12 мостов через реки Оку и Орлик и всего один подземный переход в районе автовокзала.

Авто Дороги Филиалы РГ Центральная Россия ЦФО Орловская область
Добавьте RG.RU 
в избранные источники