Путин обсудил с деятелями культуры критерии для произведений искусства

Президент РФ Владимир Путин провел обстоятельную дискуссию с деятелями культуры в ходе совместного заседания Совета по культуре и искусству и Совета по русскому языку. Разговор затянулся на два с половиной часа. Особое внимание собеседники уделили свободе творчества, ответственности самих авторов перед аудиторией.

Путин предложил участникам встречи принять непосредственное участие в выработке "правил поведения" в этой сфере. В начале заседания Путин объяснил, что формат совместного заседания выбран неслучайно. Дело в том, что русский язык и классическая отечественная литература - наши общие духовные и нравственные ориентиры, своего рода "культурный код", который надо не только сохранить, но и передать последующим поколениям, сказал президент. Системные меры в школах и вузах, активная поддержка чтения, экранизация классики и познавательных медиапроектов - все это сработало.

"Все больше людей отдают предпочтение содержательному и, если будет позволено по‑русски так сказать, умному досугу", - доволен российский лидер.

В доказательство он привел тот факт, что число посетителей музеев в России достигло почти 120 миллионов человек в год. Другие страны вряд ли могут похвастаться этим, сказал президент. Одновременно, по его словам, растет популярность театров, которые ежегодно посещают порядка 39 млн человек, и театральных фестивалей, посвященных великим писателям.

"Не пропустить премьеру, регулярно ходить на выставки, концерты классической музыки становится для наших граждан не просто правилом хорошего тона, а насущной потребностью", - оценил глава государства.

При этом задача государства - "сохранить этот позитивный настрой". Ведь русский язык и отечественная литература, по его словам, "помогают сохранить наш культурный код". В связи с этим президент пообещал, что государство продолжит активно поддерживать крупные социально значимые проекты в области культуры, ведущие творческие коллективы и профильные образовательные учреждения. Для приобщения молодежи к культуре, по его оценке, "необходимы новые, оригинальные форматы прочтения классики и в кино, и в театре, и на телевидении, и в социальных сетях". Он призвал заняться таким "осовремениванием" деятелей культуры. Но при этом важно учесть ряд нюансов.

"Это уже задача для мастеров культуры: суметь создать современные произведения, сохранив ценностное содержание оригинала, его морально-нравственный посыл, богатство и образность русского языка", - сказал президент.

Хулиганские выходки против спектаклей и выставок будут пресекаться по закону, обещал глава государства. Однако и деятелей культуры он призвал почувствовать "меру ответственности" за свои произведения. Границы дозволенного в искусстве должны определяться самими представителями творческой среды, особо отметил Владимир Путин.

"В самой творческой среде - я хочу подчеркнуть именно эту сторону дела - должна быть определена грань между циничным, оскорбительным эпатажем и творческой акцией", - сказал он. После чего Владимир Путин повторил тезис, высказанный накануне в Послании Федеральному Собранию: "Принцип свободы творчества считаю абсолютно незыблемым". Однако, отметил он, "у всех свобод есть всегда вторая сторона - ответственность".

Причем "у художника, у властителя дум, так сказать, мера этой ответственности особенно высока". Далее тема продолжилась в разговоре с художественным руководителем Государственного театра наций Евгением Мироновым. Он заявил, что в последнее время в театральной среде появились опасения по поводу ограничения свободы творчества. Дело в запрете ряда спектаклей со ссылками на заявления общественных организаций. Его собеседник попросил привести примеры. Миронов рассказал, что в Омске местному театру запретили постановку "Иисус Христос - суперзвезда". Путин спросил, кто конкретно озвучил такой запрет. Назвать фамилию и должность чиновника Миронов не смог.

Путин в ответ на эти жалобы попросил деятелей культуры помочь разработать критерии, позволяющие определять, выходят ли те или иные произведения за рамки закона, оскорбляют ли чьи-либо чувства.

"Вы знаете, что я всю жизнь занимаюсь борьбой, борьбой дзюдо, - напомнил президент. - Там есть высшая оценка - "иппон". Знаете, что написано было всегда в правилах, за что дается "иппон"? Бросок должен быть произведен сильно и быстро".

Путин объяснил, к чему он ведет. Дело в том, что в дзюдо "выработаны критерии определенные". Если тот или иной судья их не придерживается, то его "просто снимут и никогда больше не пустят, чтобы он занимался судейством в будущем". "Вот эти критерии нужно выработать и в творческой среде, - обратился к деятелям культуры российский лидер. - Непростая задача, но было бы очень хорошо, чтобы не мы, а вы могли бы это сделать. И тогда мне было бы легче останавливать, честно говоря, и чиновников, которые переходят границы".

Президент сказал, что бывают и другие активисты, чем те, которые срывают выставки и спектакли, - более опасные. "Вот эти активисты, я условно говорю, в редакцию Charlie Hebdo пришли и расстреляли людей. Вот вопрос: нужно ли было этим карикатуристам наносить оскорбление представителям ислама, - размышлял президент. - Они воспринимают это как оскорбление - то, что было опубликовано. Другое дело, что, может быть, там художники не хотели никого оскорбить, но они оскорбили".

Он особо подчеркнул, что "это тонкая вещь, тонкая грань". "Это зависит все от чувства такта нашего с вами, с одной стороны - чиновничьего аппарата, с другой стороны - представителей творческих профессий", - сказал Путин. Чиновники, которые запрещают спектакли, тоже действуют не потому, что хотят "хватать и не пущать".

"У нас общая установка этого не делать, не возвращаться к этому никогда, но многие не хотят, чтобы у нас трагедии повторились такие, как в Париже. Мы не должны об этом забывать ни на секунду", - подчеркнул глава государства. Он напомнил, что "достаточно радикалов во всех конфессиях".

"Просто мы должны это иметь в виду и ни в коем случае не доводить до этого и не раскалывать общество", - заключил Путин. Президент, кроме того, потребовал тщательно разбираться с любыми попытками запрета постановки спектаклей в театрах.

Он адресовал свой вопрос министру культуры Владимиру Мединскому.

"Я пытаюсь разобраться сейчас, Владимир Владимирович, - заявил министр. - Я точно не запрещал". Также он добавил, что министру культуры Омской области "в голову бы не пришло запрещать".

"Такие вещи мы должны все-таки всегда доводить до логичного завершения, - резюмировал глава государства. - Надо понять, что реально происходит".

Миронов пообещал подготовить для президента подборку таких примеров.

Наиболее продолжительная беседа у Путина состоялась с кинорежиссером Александром Сокуровым. Тот попросил президента РФ Владимира Путина освободить украинского коллегу Олега Сенцова, которому дали 20 лет колонии строгого режима.

"Мы должны исходить из того, что мы живем в правовом государстве, - подчеркнул он в ответ на настойчивые просьбы собеседника, - и вопросы такого рода, конечно, должны решаться судебной системой".

И особо отметил: "Что касается его творчества, то он осужден не за творчество, а за то, что он взял на себя совершенно другие функции, как утверждают органы следствия и суда, а именно - фактически посвятил свою жизнь террористической деятельности".

Путин добавил, что "на позицию все имеют право, и никто за это его не осуждал". Кинорежиссер заметил, что такой "эмоционально простой молодой человек" как Сенцов просто не разобрался "в правовой коллизии".

"Дело совершенно не в его позиции, - возразил Путин. - Дело совершенно не в том, что он думает по поводу событий, которые произошли в Крыму. Дело в его намерениях и в подготовке противоправных действий, в результате которых могли пострадать наши с вами граждане".

Сокуров завел разговор и о сложностях в получении гражданства РФ деятелями культуры. Напомним, что российские паспорта получили актеры Жерар Депардье, Стивен Сигал. Впрочем, это актуально не только для звезд кинематографа. Надо облегчить процедуру получения гражданства, предложил Путину Сокуров, призвав дать послабления людям творческих профессий.

"Точно совершенно нужно что-то предложить. Давайте как-то постараемся выйти из этой ситуации", - согласился президент, пояснив, что неоднократно обращал внимание правительства на то, что вопросы с приобретением российского гражданства должны быть "максимально разбюрокрачены". Особенно это касается граждан бывших республик Советского Союза.

На заседании прозвучало немало конкретных предложений от деятелей культуры. В частности, ректор Литературного института имени А.М.Горького Алексей Варламов призвал ввести курс отечественной литературы для обучающихся на всех специальностях всех российских вузов. Кроме того, он предостерег от "роста бескультурья".

"У нас резко сокращается число книжных магазинов, сокращается число литературных журналов, и это очень тревожный сигнал", - отметил ректор.

По словам Варламова, существует риск того, что вырастут "поколения, для которых имена литературных героев, имена писателей, наш национальный иероглиф, русская классика будет утрачена. Тут надо думать не о факультативных, а о базовых мерах привлечения к чтению", - призвал писатель.

"Хорошая идея, будем работать вместе", - ответил на выступление Варламова президент РФ.

Генеральный директор киноконцерна "Мосфильм" Карен Шахназаров предложил участникам заседания изучать в школах только шестерых классиков русской литературы.

"Мир русской литературы огромен, это лучшая литература в мире, на мой взгляд. Но есть шесть основополагающих писателей, - пояснил он. - Они создали русский язык, на котором мы сегодня говорим, сотворили русскую историю, мы изучаем историю по их произведениям. Они создали русскую философию, национальные литературы всех народов России, они создали нашу культуру. Это Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Достоевский, Толстой и Чехов".

И предложил ограничиться перечисленными писателями. "А те, кто прочитает этих наших классиков, непременно захотят прочитать и Голсуорси, и Шекспира, и Бальзака, и Стендаля, и Мериме", - продолжил Шахназаров.

Еще одна идея Шахназарова - создать единый кинематографический центр, который решал бы проблемы российского кино. "Это ненормально, когда современное российское кино практически нерентабельно. Я уверен, такие механизмы есть, но их надо разработать, - пояснил он. - Многие проблемы, как мне кажется, кроются в неверной организации управления кинематографом".

Гендиректор отметил, что в настоящее время российский кинематограф производит 70 фильмов в год. Режиссер сравнил Россию с Францией, в которой производится от 300 до 400 фильмов в год, или Швецией, которая производит 50 фильмов в год. Такая страна, как Россия, должна производить 250-300 фильмов, как минимум, уверен Шахназаров. Прокомментировал он и недавнее нашумевшее выступление худрука "Сатирикона" Константина Райкина, утверждавшего, что в стране идут попытки ввести цензуру. Глава "Мосфильма" убежден, что в современной России цензуры нет, а атаки на искусство со стороны радикальных активистов неразрывно связаны с работой деятелей культуры и нужно относиться к ним "гораздо спокойнее".

"Да, мы имеем право говорить то, что думаем, и я не вижу никакой цензуры", - сказал Шахназаров. По его мнению, в нынешних спорах о цензуре "большую роль играет наше советское прошлое". Он напомнил слова Виктора Гюго: "Свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого".

"Разумеется, государство должно следить, чтобы это не переходило в хулиганские выходки. Плевать на выставки недопустимо, эти люди должны сидеть в тюрьме, но запрещать каким-либо организациям высказываться по поводу того или иного произведения... Ну это наша работа, во всем мире это происходит, там на это просто реагируют - там это не замечают".

Не обошлось заседание без вопросов о финансировании. В частности, ректор Академии русского балета имени А.Я.Вагановой Николай Цискаридзе отметил, что Минфин не стал выделять деньги на функционирование филиала вуза во Владивостоке. Он также рассказал, что представители ведущих вузов культуры просят оставить госфинансирование таких учреждений хотя бы на уровне 2016 года.

"К вопросу финансирования вернемся", - отреагировал Путин. - Как говорил Достоевский, если разъяснить, то и немец поймет. Думаю, что Минфин нас тоже поймет". 

Владимир Путин в ходе заседания, кроме того, поблагодарил гендиректора Эрмитажа историка-востоковеда Михаила Пиотровского за работу по восстановлению исторических памятников культуры в сирийском городе Пальмире и пообещал продолжать оказывать помощь в этом деле.

"50 градусов жары, пушки еще стреляют - это была особая миссия вместе с Валерием Абисаловичем Гергиевым (директором Мариинки, - "РГ") и его замечательным оркестром. Мы, конечно, все будем делать, чтобы помогать вам и дальше предпринимать необходимые усилия для сохранения памятников мировой культуры", - сказал Путин.

Президент Фонда Достоевского Игорь Волгин предложил внести профессию "писатель" в Трудовой кодекс РФ - по его мнению, необходимо наделить литераторов социальными правами, которые имеют другие творческие работники, чьи профессии есть в перечне.

"Несколько лет назад на Литературном собрании мы говорили о социальном статусе писателя в России. Профессии "писатель" нет в Трудовом кодексе. Ни одной привилегией, которой пользуются другие творческие работники, писатель пользоваться не может. Он не может получать пенсию за литературу, не может получать больничный. Писатель совершенно бесправный", - сказал Волгин.

О Трудовом кодексе разговор у Путина зашел и с директором Мариинского театра Валерием Гергиевем. В ходе дискуссии с дирижером на заседании президент вдруг перевел тему на его здоровье.

"Валерий Абисалович, КЗОТ не нарушаете? " - спросил его Путин и тут же дал совет: "Не работайте, когда врачи не рекомендуют этого делать".

"Владимир Владимирович, не буду", - ответил дирижер.

"Вспомните практику Евгения Мравинского, когда он дирижировал немного сидя". "Хотите, я вам такой стул подарю", - предложил его собеседник.

В ответ Гергиев пояснил участникам заседания, чем были вызваны слова президента: "Я просто прооперировал мениск несколько дней назад". И обратился уже к Путину: "Спасибо огромное за внимание к этому. Надеюсь, выкручусь".

Вечер президент провел как раз в Мариинке - здесь торжественно закрыли Год кино. Президент пообещал, что поддержка этого вида искусства с окончанием года, конечно, не завершится.

Мнение

Шесть классиков для школы

Гендиректор "Мосфильма" Карен Шахназаров предложил президенту и другим участникам заседания оставить в школьной программе литературы только шестерых классиков русской литературы.

"Мир русской литературы огромен, это лучшая литература в мире, на мой взгляд. Но есть шесть основополагающих писателей, - пояснил он. - Они создали русский язык, на котором мы сегодня говорим, сотворили русскую историю, мы изучаем историю по их произведениям. Они создали русскую философию, национальные литературы всех народов России, они создали нашу культуру. Это Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Достоевский, Толстой и Чехов".

Он предложил ограничить школьный курс этими писателями. "А те, кто прочитает этих наших классиков, непременно захочет прочитать и Голсуорси, и Шекспира, и Бальзака, и Стендаля, и Мериме", - продолжил Шахназаров.

На это предложение кинорежиссера позже отреагировали в минобрнауки. "Он рассуждал, это его позиция, он просто говорил о шести столпах и считает, что изучение творчества этих великих писателей должно быть более тщательным", - сказала журналистам министр Ольга Васильева. Она согласилась, что изучать этих писателей нужно более тщательно, чем это делается сейчас, но наряду с другими пунктами школьной программы по литературе.

P.S.

 

Оскорбили чувства кассира

В Омске объяснили, почему был отменен спектакль "Иисус Христос - суперзвезда". Рок-оперу "Иисус Христос - суперзвезда", показ которой не состоялся в Омске 1 ноября, никто не запрещал. Как заявил министр культуры Омской области Виктор Лапухин, спектакль был отменен по инициативе прокатчика, который не смог продать достаточное количество билетов. По словам Лапухина, площадку для показа рок-оперы прокатной организации предоставил Омский государственный музыкальный театр. В октябре в СМИ появилась информация о том, что руководитель театра якобы отменил спектакль из-за протестов общественной организации "Семья, любовь, Отечество". Однако на самом деле оперу пришлось отменить из-за того, что организаторы продали всего 42 билета, и вырученная за них сумма - менее 58 тысяч рублей - не покрыла бы даже гонорар творческому коллективу. В результате прокатчик сам выступил с инициативой не проводить спектакль, и никаких претензий к омскому театру у него не было.

Нина Рузанова, Омск