03.12.2016 10:26
    Поделиться

    "Одиссея": красивый и неглупый байопик о Жак-Иве Кусто

    Красочными фильмами Жак-Ива Кусто засматривались (и, наверное, продолжают это делать) целые поколения юных романтиков. Многие до сих пор хранят в своей памяти благородный образ смелого Капитана, бороздящего на своем "Калипсо" морские просторы и покоряющего бездонные глубины. Хитрый путешественник однажды понял: народу интересно смотреть не на рыб, а на людей, изучающих этих рыб. Новая французская лента "Одиссея" призвана показать этих, как казалось, хорошо знакомых зрителю героев с другой стороны.

    "Да, я эгоист! Я должен им быть, иначе ничего бы у меня не вышло", - примерно так объясняет свою невнимательность к близким канатоходец Филипп Пети (Джозеф Гордон-Левитт) в "Прогулке" Роберта Земекиса. Цена, которую приходится платить за свой гений великим, а еще больше - их друзьям и родным, - классическая тема для байопиков, и "Одиссея" - не исключение. Помимо фанатичной увлеченности сферой своей деятельности, обязательной чертой характера крупной личности почти всегда становится эгоцентризм, питающий невероятные амбиции, без чего по-настоящему размашистые проекты реализовать невозможно.

    Таков в фильме Жерома Салля и Кусто, сыгранный Ламбером Вильсоном (зловредный Меровинген из второй и третьей "Матриц"). Как и в случае с недавним стоуновским Сноуденом в исполнении того же Гордона-Левитта, полное отсутствие портретного сходства с прототипом здесь компенсируется актерским мастерством. Достойную компанию Вильсону составила Одри Тоту (та самая Амели), изобразившая супругу Жак-Ива Симону Мельхиор.

    Блестяще показывая эволюцию (а местами - деградацию) отношений супругов, усложняемых также конфликтом с взрослеющими детьми, они успевают убедительно стареть. За внешнюю сторону этого процесса команде гримеров следует отвесить низкий поклон, а за содержательную - выдать новую порцию аплодисментов артистам и, конечно, авторам сценария, основанного на книге старшего сына Кусто Жан-Мишеля.

    Долгая и богатая событиями жизнь, которой мог похвастаться Капитан Кусто, - объект для художественного осмысления крайне непростой - уже в силу одних масштабов. Салль свои два часа использовал по полной - и с задачей справился: кинопортрет выдающегося мореплавателя получился на удивление цельным. Разумеется, пришлось многим пожертвовать, так что в центре внимания "Одиссеи" оказывается лишь период самой активной деятельности Кусто как режиссера-документалиста длиной в несколько десятков лет.

    Комплекс личных конфликтов - с супругой и сыновьями - в конце концов тесно сплетается с проблемами общечеловеческой морали и вопросами ответственности "венца природы" перед тем, что он, собственно, венчает. И хотя отображение процесса превращения циничного эксплуататора красот планеты в убежденного эко-активиста в результате перевернувшего сознание визита в Антарктиду и трагической гибели хипповатого отпрыска чересчур стремительно и несколько идеологически нахраписто, впечатления от картины это ощутимо испортить не может.

    Потому что "Одиссея", ко всему прочему, - еще и фантастически красивое кино. Отдавая себе отчет в том, что пользоваться при экранизации жизни Жак-Ива компьютерной графикой было бы неуместным читерством, авторы потратили внушительные 20 миллионов евро с умом, сняв неглупую ленту, при этом однозначно достойную просмотра на большом экране.

    4.0

    Поделиться