06.12.2016 10:27
Поделиться

Бюджеты Верхневолжья сверстали с умеренным оптимизмом

Бюджеты не всех регионов Верхневолжья на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов будут традиционно дефицитными. Разработчики главного финансового документа Ярославской области доходы и расходы планируют уравнять, а бюджет Ивановской области сверстан даже с профицитом. Хотя и мизерным.

Сэкономят на чиновниках

Обе области пошли на "затягивание поясов" ради сокращения госдолга и минимизации расходов на его обслуживание. Например, в Ярославской области госдолг достиг уже 34,51 миллиарда рублей, что составляет почти 80 процентов от собственных доходов региона. Благодаря установке на бездефицитность объем этого долга, по прогнозу, в ближайшие три года должен стабилизироваться на уровне 35,5 миллиарда рублей.

Цель - принять на 2017 год бездефицитный бюджет - ярославцы поставили еще в прошлом году. Правда, на 2018 год тогда же закладывался просто фантастический по нынешним временам профицит - больше пяти миллиардов рублей. В этом году озвучены более реалистичные планы - на протяжении всех трех лет расходовать не больше, чем зарабатано и получено из федерального бюджета: в 2017 году доходы и расходы, таким образом, составят по 52,2 миллиарда рублей, в 2018-м - по 54,5 миллиарда, в 2019-м - по 57,5.

- Правительством области впервые за долгие годы сформирован бездефицитный бюджет, - сообщил и. о. директора департамента финансов Ярославской области Илья Баланин. - Верстая доходные статьи, мы отталкивались от прогноза социально-экономического развития региона. Этот прогноз исходит из возможности сохранения позитивных тенденций развития внешних и внутренних условий, он ориентирован на улучшение социально-экономической ситуации. Также в расчетах учтены положения опубликованного проекта основных направлений налоговой политики Российской Федерации на соответствующий период 2017-2019 годов.

По мнению главного областного финансиста, в предыдущие годы бюджетные расходы были завышены, в казне образовалась "дырка", и происходило наращивание кредиторской задолженности, что ударяет по бизнесу и хозяйствующим субъектам, которые оказывают услуги за бюджетные средства.

- Когда бюджет реальный, этих рисков нет, и мы все свои обязательства исполняем, - пояснил Илья Баланин.

Несмотря на прогнозируемое снижение доходов казны-2017 на 1,8 миллиарда рублей по сравнению с предыдущим периодом (в 2016 году доходы составляли около 54 миллиарда), ярославские власти гарантируют исполнение всех социальных обязательств в полном объеме - на эти цели направляется 63 процента бюджетных средств. Разговоры о корректировке областного Социального кодекса ходили, но губернатор Дмитрий Миронов такие предложения отверг.

Правда, в прошлогоднем, более финансово емком, бюджете на соцсферу приходилось 64,9 процента расходов, то есть очевидно, что на социальных статьях экономить тоже отчасти придется. Однако ужаться надо будет и чиновникам: расходы на обеспечение деятельности правительства области снизятся на 18,4 процента, на функционирование облдумы - на 17,1, контрольно-счетной палаты - на 10,4, облизбиркома - на 14,8 процента.

Ждут добавки

В Ивановской области доходы бюджета предусмотрены на уровне 28,7 миллиарда рублей, расходы - на сто миллионов меньше (28,6 миллиарда). Губернатор Павел Коньков назвал основной финансовый документ, по которому регион будет жить в будущем году, "жестким и непростым в исполнении, осторожным по прогнозируемым доходам и предельно эффективным по прогнозируемым расходам".

Власти надеются, что такой вариант бюджета позволит к 2019 году сократить госдолг до 16,1 миллиарда рублей. А это даст возможность, по соглашению с минфином, и дальше замещать дорогие коммерческие кредиты более дешевыми бюджетными.

- В перспективе это приведет к серьезной экономии средств, которые мы направляем на социальное и экономическое развитие, - уверен глава региона.

В наступающем году, как и в уходящем, на соцсферу ивановцы потратят больше 60 процентов своей казны, или 17 миллиардов рублей. В частности, на реализацию госпрограммы по развитию здравоохранения предусмотрено пять миллиардов рублей, на образование - 5,7 миллиарда. На инновационное развитие и модернизацию экономики выделяется 3,2 миллиарда, в том числе на дорожное хозяйство - 2,3, что даже на восемь процентов выше уровня 2016 года.

Однако, по всей видимости, некоторые статьи бюджетных расходов еще пройдут заметную корректировку. По словам спикера регионального парламента Виктора Смирнова, бюджет области может получить дополнительную поддержку из федерального фонда, где теперь будет аккумулироваться один процент поступлений от налога на прибыль организаций со всех субъектов РФ.

Несмотря на прогнозируемое снижение доходов, ярославские власти гарантируют исполнение социальных обязательств в полном объеме

- Предполагается, что фонд поддержки составит порядка 120 миллиардов рублей. Часть средств из него поступит в субъекты, недофинансированные в части выполнения переданных на их уровень федеральных полномочий, - пояснил Виктор Смирнов.

Повысил зарплату - лишился дотаций

На ту же дотацию очень рассчитывают костромичи, принявшие в первом чтении бюджет с дефицитом в один миллиард 156 миллионов. По их расчетам, она может составить примерно 855 миллионов рублей. Без этой дотации доходы бюджета Костромской области на 2017 год пока прогнозируются в размере 19,7 миллиарда, расходы - в 20,8 миллиарда. За последующие два года дефицит здесь планируют снизить до пяти процентов.

И рассчитывать на это есть все основания. По данным регионального департамента финансов, в уходящем году область демонстрирует положительную динамику поступлений в бюджет: за 10 месяцев темпы роста собственных доходов по сравнению с тем же периодом прошлого года выросли на 14 процентов.

В целом, по мнению председателя Костромской облдумы Алексея Анохина, бюджет-2017 остается социально ориентированным, однако при этом, полагает он, необходимо "поддерживать точки роста и вкладывать средства именно в то, что могло бы дать эффект развития, и работать над пополнением доходов".

Кстати, о задаче по мобилизации доходов в местные бюджеты костромской губернатор Сергей Ситников на днях напомнил главам муниципальных районов и городских округов. Заметив, в частности, что в ряде районов установлены пониженные ставки по земельному налогу и не ведется работа по неучтенным и незарегистрированным земельным участкам, которые могли бы стать источниками пополнения местной казны. Те же муниципальные образования, где в условиях дефицитного бюджета принимают решения об увеличении зарплаты муниципальным служащим, глава региона пообещал лишать части дотаций из регионального бюджета.

Тормоз для госдолга

Главные финансовые документы Владимирской и Тверской областей пока тоже остаются дефицитными. Причем если владимирцы на будущий год заложили 2,3-миллиардный дефицит, снизив его на 100 миллионов по сравнению с 2016 годом, то тверичи этот дефицит нарастили с 2,3 миллиарда до почти 3,9 на ближайший годовой бюджетный период. Хотя доходы их бюджета, по прогнозам, вырастут больше чем на миллиард - до 48,01 (при этом общие доходы владимирского бюджета останутся практически на прежнем уровне - 47,8 миллиарда).

Правда, по словам заместителя председателя правительства Тверской области Александра Меньщикова, в статье "доходы" не учтены пока средства федерального бюджета, которые будут распределяться по субъектам в первом квартале будущего года. Они, по мнению заместителя регионального премьера, и должны покрыть образовавшийся дефицит.

Владимирцы, в свою очередь, пока заложили в свой бюджет прошлогодний объем дотаций, но надеются дополнительно привлечь из федерального бюджета еще свыше двух миллиардов рублей. По информации регионального заксобрания, для этого в областном бюджете зарезервировано 698 миллионов на софинансирование участия в приоритетных федеральных проектах и программах.

Со слов председателя комитета по бюджетной и налоговой политике заксобрания Максима Васенина, доходы и расходы регионального бюджета "взяты по умеренно оптимистичному сценарию", потому что динамика налоговых доходов за последние два года говорит о том, что планировать эти показатели регион может исходя из темпов экономического роста, которые немного опережают общефедеральные.

- За счет этого нам удается решать главную задачу бюджетной политики - снижать дефицит и не допускать наращивания госдолга Владимирской области. По сравнению с 2016 годом прогнозируется рост собственных доходов в 2017 году на 6,9 процента, в 2018 году - на 11, в 2019-м - на 15, - пояснил Максим Васенин.

Впервые за последние годы не дали вырасти госдолгу и тверичи. По прогнозам, этот показатель в 2017 году не превысит 70,9 процента по отношению к налоговым и неналоговым доходам бюджета. По сообщению пресс-службы правительства Тверской области, за счет досрочного погашения кредитов, уменьшения объемов заимствований и снижения процентных ставок расходы на обслуживание госдолга в этом году удалось сократить более чем на миллиард 350 миллионов рублей. Губернатор региона Игорь Руденя заявил, что часть сэкономленных денег пойдет на выполнение социальных обязательств, часть - на развитие промышленности и проекты по субсидированию сельского хозяйства.

Кстати

Проекты бюджетов прошли только первое чтение, поэтому все названные параметры - не окончательные.