В Малом Турыше у родителей Гузель пасека - она досталась отцу по наследству. Равиль Санжапов решил не бросать семейное дело, но реализация обычного меда оказалась непростым занятием. Тогда и придумали выпускать малоизвестный в России продукт - крем-мед с ягодами. Средства на развитие производства собрали через краудфандинговый сайт: это интернет-площадка, где любой желающий может предложить или поддержать идею деньгами. Сначала приобрели оборудование для пасеки, потом построили первый производственный цех, а там и второй. В результате из семейного бизнес стал социально значимым. Теперь в Малом Турыше делают не только крем-мед, но и медовый мусс, натуральные леденцы и травяной чай. А еще благодаря стараниям предпринимателей в июне в деревне появилась детская площадка.
Сейчас на повестке новый проект - строительство карамельной фабрики, вновь за счет краудфандинга. Уже четвертый по счету сбор средств прошел успешно: 513 спонсоров пожертвовали 2,1 миллиона рублей. По расчетам предпринимателей, двух миллионов хватит на оборудование скважины с питьевой водой, разработку проекта и подготовку фундамента.
- Следующий шаг - проектирование будущей фабрики и общественной зоны для взрослых жителей Малого Турыша. В 2017 году мы планируем начать строительство. Когда будет готов проект, станет понятно, сколько потребуется времени и денег, - рассказала "РГ" Гузель Санжапова.
Сегодня из 42 взрослых жителей деревни на медовом производстве заняты 5-9 человек в зависимости от сезона. Штаты скромные, но зато производство растет: в 2014 году оборот компании составлял 2,4 миллиона рублей, в 2015-м - уже 6,5 миллиона. В год производят 19 тысяч банок - вполне себе внушительный бизнес. Однако Гузель настойчиво поправляет: это не коммерческий, а социальный проект, главная цель которого - обеспечить работой местных жителей и спасти деревню.
- Если бизнес изначально основан как социальный, его цель не изменится ни через пять лет, ни через пятьдесят. Проект непростой: развивать сельскохозяйственное производство в России страшно, в этом деле очень велики риски, - говорит она.
Со спонсорами рассчитываются медовой продукцией. Изначально продавали ее также на ярмарках и под заказ. Со временем к постоянным потребителям прибавились корпоративные клиенты, например, несколько магазинов Москвы и сеть кофеен в Санкт-Петербурге, закупающие мед в более значительных объемах.
Не так давно Гузель начала сотрудничать с компанией мирового уровня - известным брендом на рынке продуктов питания и товаров бытовой химии. В 2015 году предпринимательница приняла участие в проекте, который проводила компания для поддержки инициатив социальных стартаперов. Проект Санжаповой победил в одном из этапов, приз составил 300 тысяч рублей, которые пошли на развитие производства, в том числе на покупку промышленной сушильной машины для ягод. Впоследствии оказалось, что сотрудничество интересно обоим партнерам - и мировому бренду, и малому предприятию. Первый совместный продукт - пробная партия чайных наборов с ложечками-леденцами - уже запущен в продажу.
Михаил Мучкин, бренд-менеджер торговой марки чая:
- В проекте привлекает социальная направленность, близость к природе, натуральность продуктов и забота о качестве. Это близко нам, поэтому сотрудничество взаимовыгодно и гармонично. Учитывая нашу социальную миссию "делать мир ярче", мы сочли правильным начать работу со стартаперами, поддерживать различные инициативы и оказывать помощь именно таким - полезным - проектам.