Задержания, аресты, допросы, обыски. Повальные проверки перевозчиков, спортивных учреждений, региональных и муниципальных органов власти. Все три предыдущих дня об этом подробно сообщали федеральные и местные СМИ. О ЧП пишут даже зарубежные издания. Виновных, не стоит сомневаться, накажут. Родителей же, вдумчиво переваривающих поток информации, не покидает тревога: где гарантия того, что завтра-послезавтра трагедия не повторится в каком-нибудь другом регионе? Ведь случившееся на северной трассе - вряд ли исключение из правил, случайное стечение обстоятельств. Это, похоже, системный сбой. Его надо предотвращать. Не только в Югре - всюду.
Попытаюсь реконструировать картину происшедшего, исходя из имеющихся официальных и неофициальных, но достоверных сведений, детальных и куцых.
Состязания по спортивной акробатике в Ханты-Мансийске были давно внесены в календарь соревнований окружного значения. Рассчитаны на два выходных дня. Прибыли команды из ряда городов. Некоторые находятся от окружного центра в сотнях километров. По графику церемония награждения - после обеда. Если выехать сразу после нее, все равно в дальнем пути попадешь в темень. А тут к тому же метель. К 16 часам, когда стряслась беда, мрак уже окутал землю. Согласно правилам перевозить детей в темное время суток запрещено. Следовательно, надо было либо составлять другое расписание поединков, либо отправлять далеко живущих спортсменов в гостиницу до утра, забыв о занятиях в школе. Это приличные деньги. А их нет. Де-юре владелица автобуса в статусе ИП, ее сын, который де-факто занимается организацией пассажирских перевозок, утверждает, что машину предоставили по слезной просьбе тренера нефтеюганской школы олимпийского резерва "Сибиряк" бесплатно. Дескать, детям надо помогать. Не в первый раз, кстати.
Автобусу чешской марки около 15 лет, но по документам он вроде вполне исправный. Водитель (да, ему в этот день отдых полагался) трезв, опытен - крутит баранку четверть века. Правда, дисциплинированным не назовешь - ему периодически выписывали штрафы за нарушение ПДД. Он на умеренной скорости (стрелка спидометра согласно тем же правилам не должна выходить за отметку 60) "режет" снежную пелену. Шоссе узкое, в две полосы, без отбойников, разумеется. Навстречу двигаются два седельных тягача. У одного на трале гусеничная техника, у второго - какое-то массивное оборудование. Это десятки тонн.
Автобус и первый тягач не разъехались. На языке автоинспекторов, не соблюдена боковая дистанция. Водитель автобуса настаивает, что держался своей стороны как положено, но его машину задела сбоку некая выпирающая деталь (часть) тяжеловоза. Не заметил, мол. Допустим. Нужны доказательства, экспертный анализ. Пока их нет. По трассе транспортировали "негабарит"? ПДД на сей случай накладывают жесткие ограничения, требования. Были ли они соблюдены? Следствие пока молчит, как и не раскрывает, откуда и кому везли технику.
От удара автобус развернуло, и тут же второй тягач врезался в боковую часть салона, разломив его надвое, буквально искрошив.
Очевидно, катастрофы удалось бы избежать, если бы автобус сопровождала патрульная машина ГИБДД. При виде ее встречный транспорт послушно прижимается к обочине. А вдруг какой лихач вылетит на встречку? Офицер полиции ХМАО Дмитрий Шпак (о нем "РГ-Неделя" писала) два года назад на такой же узкой зимней дороге вечером предотвратил столкновение самосвала с автобусом, полным школьников, направив служебное авто наперерез грузовику. Но скорректированные правила уже не обязывают гаишников сопровождать автобусы, если их менее трех. Изменят федеральную инструкцию нет ли, однако главы ряда субъектов РФ, той же Югры, Тюменской области, категорически запретили перевозить группы детей без участия автоинспекции, даже в границах муниципалитетов. И - упаси бог - в темные часы. Тем самым, как многие поняли, наложили табу на проведение детских региональных, межрегиональных соревнований, слетов, праздников в короткие дни поздней осени, зимой.
Зато инструкция обязывает организаторов поездки, перевозчика заранее предупредить ГИБДД о намечающейся поездке, согласовать маршрут, время отъезда, приезда, стоянки. После чего автоинспекторы проверяют техническое состояние машины, ее соответствие требованиям транспортировки детей, наличие тахометра, связи с диспетчером, просматривают "досье" водителя, подписывают разрешение. Или отказывают. К примеру, нефтеюганским муниципальным чиновникам, дирекции спортшколы, предпринимателю они должны были сказать твердое "нет", ведь в "ночную" ехать нельзя. Так в полицию никто и не обращался. С одной стороны, безалаберность. С другой - понятные страхи, обиды, слезы: вся подготовка к состязаниям - коту под хвост, мечты о победе гаснут. Ребята из Нефтеюганска как бы не зря рвались - "серебро" завоевали...
Неудивительно, что лишь две команды приехали в Ханты-Мансийск на "легальных" автобусах. Прочие добирались, как сумели. Есть запасные практичные варианты: родители, близкие родственники под свою ответственность на личной машине отвозят ребенка, забирают обратно либо отправляют его рейсовым маршрутом в составе группы спортсменов за счет семейного бюджета. Последний вариант, ни для кого не секрет, используют тысячи и тысячи жителей Уральского округа. В таком случае рисков тоже предостаточно, считает омбудсмен Анна Кузнецова. Поэтому она призвала к полному запрету поездок несовершеннолетних спортсменов на рейсовых автобусах. В Югре последовали ее рекомендации.
Немало северян после ДТП высказали следующее предложение: пусть муниципалитеты, крупные спортивные учреждения, федерации обзаводятся собственным парком специализированных автобусов. Дорогое, конечно, удовольствие. Казна-то тощает. Между тем, по грубым прикидкам, связанные с ДТП расходы бюджетов Федерации, округа, города - прямые и косвенные - составили уже полсотни миллионов рублей. А сколько стоит жизнь ребенка?
Справка "РГ"
В автобусе, попавшем в аварию, было 29 детей и четверо взрослых. Одного из воспитанников родители везли на личном авто. Среди скончавшихся сотрудник спортшколы и ее ребенок. Ее коллега находится в крайне тяжелом состоянии. Она и восемь подростков на искусственной вентиляции легких. Борьбу за их жизнь вместе с югорскими медиками ведут пять ведущих специалистов НИИ нейрохирургии имени Бурденко. Сегодня троих ребят должны отправить самолетом в столичную клинику. В рамках расследования уголовных дел по решению суда до 4 февраля арестованы водители Марат Зайнуллин и Раиль Саитханов, подозреваемые в нарушении правил ПДД, а также "представитель перевозчика" Александр Сидорук. На директора спортшколы "Сибиряк" Ирину Тарасову также завели уголовное дело.
Между тем
За состоянием подведомственных ФКУ "Уралуправтодор" федеральных трасс, расположенных в Свердловской и Тюменской областях, а также в Пермском крае и Югре, следят четыре поста метеоконтроля и 20 постов видеонаблюдения. Они оценивают качество покрытия, а также дают прогноз погоды на ближайшие 2 - 4 часа. До конца декабря планируется установить еще 17 метеопостов и 31 камеру, а также два электронных табло на шоссе Тюмень - Омск и Тюмень - Ханты-Мансийск. Кроме того, водителей-дальнобойщиков оповестят о непогоде с помощью радиостанций, которыми оборудовали всю спецтехнику. Информацию о плохо вычищенных федеральных дорогах и нештатных ситуациях принимают по круглосуточному телефону Уралуправтодора (343) 295-09-09.
Кстати
Прошедшая в Нефтеюганске церемония прощания с погибшими в ДТП стала самой многолюдной среди подобных в истории России. Почтить память земляков пришло подавляющее большинство жителей города - несколько десятков тысяч человек.