Титов прокомментировал отказ Польши восстанавливать соглашение об МПП

Отказ польских властей возобновлять режим местного приграничного передвижения с Калининградской областью - это откат назад в двусторонних отношениях. Об этом сообщил журналистам первый заместитель министра иностранных дел Владимир Титов.

Напомним, что отношения между Россией и Польшей резко ухудшились в 2014 году. Как подчеркнул в своем недавнем интервью польскому информационному порталу Wirtualna Polska посол России в Варшаве Сергей Андреев, политические контакты между двумя странами были заморожены по инициативе польской стороны весной 2014 года - с этого времени не происходят встречи министров и парламентариев, уменьшается товарооборот, все скромнее становятся контакты в области культуры.

После прихода к власти в Польше партии "Право и справедливость" в январе текущего года в Москву на встречу с Владимиром Титовым приезжал его польский коллега Марек Жолковский. После переговоров он сообщил, что разговор был очень конкретным. "Я четко обозначил нашу готовность к ведению диалога с российской стороной", - утверждал Жолковский. Спустя полгода, с 4 июля 2016 года Польша "временно" приостановила действие режима местного приграничного передвижения (МПП) с Калининградской областью и Украиной, объяснив это необходимостью обеспечить безопасность саммита НАТО, прошедшего 8-9 июля в Варшаве, и Всемирных дней католической молодежи с 26 по 31 июля - в Кракове. Россия ввела в ответ аналогичные ограничения. Однако после окончания всех этих мероприятий действие режима МПП с Украиной было возобновлено, а с Россией - нет.

Владимир Титов, которого цитирует ТАСС, оценивая отношения двух стран, отметил: "Мой визит в Варшаву возможен, если для этого возникнут определенные основания. Я встречался с моим визави дважды. Он делал заявления от имени польского правительства о том, что они хотят открыть новую страницу в наших отношениях. Но на практике ничего не произошло, даже имеет место ухудшение атмосферы отношений, начиная с войны с памятниками и заканчивая тем, что механизмы нашего сотрудничества из-за позиции Варшавы приостановлены". Первый замглавы МИД России подчеркнул значимость ситуации с малым приграничным передвижением для двусторонних контактов: "Еще очень важный момент в отношениях с Польшей: как вы знаете, они на каком-то этапе приостановили действие соглашения о малом приграничном передвижении, сказав, что это на временной основе из-за проведения саммита НАТО. Сейчас они послали сигнал о том, что у них нет желания восстанавливать этот режим. Это означает очень серьезный откат назад в отношениях между нашими странами и народами".

Москва и Варшава подписали соглашение о введении режима местного приграничного передвижения между российской Калининградской областью и сопредельными регионами Польши в 2012 году. Оно предполагает упрощенный порядок пересечения польско-российской границы для жителей Калининградской области и приграничных с РФ территорий Польши - те, кто проживает на этих территориях не менее двух лет, могли пересекать границу без визы, имея при себе загранпаспорт и карточку-разрешение на право находиться в Польше до 30 дней за одну поездку и до 90 дней за полгода. После того, как стало понятно, что польские власти не собираются возобновлять действие режима МПП, в приграничных городах Польши прошли акции протеста. Это вызвало возмущение местных предпринимателей и политиков, а также представителей местных властей. В городах Бартошице, Бранево и Эльблонг проводился сбор подписей под обращением к властям о необходимости возвращения режима МПП, был даже создан "Комитет возвращения местного приграничного передвижения", но власти остались глухи к воззваниям поляков.

Официально причиной этого называют некую "угрозу безопасности", которая якобы исходит со стороны калининградской области и потери польского бюджета из-за того, что местные жители покупают более дешевые табачные изделия и бензин в России. Но в одной из публикаций местного издания Gazeta Wyborcza была выдвинута следующая версия: "Если правительство создает образ вражеской России, то оно не может себе позволить, чтобы люди познакомились с этим врагом и еще и полюбили его, или подружились. Так что небезопасность, которой нам грозят - это польско-российские межчеловеческие взаимные контакты. Когда их не было, в находящемся в пяти километрах от границы Браневе можно было услышать фантастические истории о Калининграде - что там царит страшная нищета, а на улицах стоят танки. МПП позволил нам завязать личные контакты и избавиться от предрассудков. Но для правительства, которое базирует свою стратегию на ксенофобии, выгоднее поддерживать такие стереотипы. И страхи".