Владимирцы проведут ночь в оркестре

Как симфоническому оркестру удается собирать на площадях слушателей больше, чем приходит зрителей на День города? Куда можно отправиться вместе с "Музыкальной экспедицией"? И кого в Центре классической музыки (ЦКМ) будут "вербовать" в рамках предновогодней акции "Ночь в оркестре"?

Об этом и многом другом корреспонденту "РГ" рассказал директор ЦКМ, дирижер Владимирского губернаторского оркестра Артем Маркин.

Новый призыв в хор

Владимирский симфонический оркестр открыл свой 19-й концертный сезон. Что ожидает слушателей в новом сезоне?

Артем Маркин: Концепция концертной программы - связь русской музыки и музыки Европы в ХХ веке. В программе-открытии были "Ноктюрны" Клода Дебюсси, "Симфония псалмов" Стравинского и "Князь Игорь" Александра Бородина. К ней мы готовились пять лет, но смогли осуществить только сейчас. Так долго шли к этой программе, поскольку она требует вокального развития хоровых коллективов. Весь прошлый год я занимался переформатированием хора, обновил его на три четверти. И в этом году передал хор выпускнице Московской консерватории нашему хормейстеру Татьяне Гринь. К нам пришло много молодых, хороших певцов из выпускников и студентов владимирского музыкального колледжа - вокалисты, поющие хоровики, теоретики и пианисты. Такого молодого призыва в хор не было с начала 1990-х годов.

Оркестр создавался в трудные девяностые. Кроме материальных проблем, пришлось решать и кадровые, ведь Владимир - город не консерваторский. Многие ли из музыкантов первого набора продолжают с вами работать?

Артем Маркин: Весь костяк остался.

А чем удалось удержать этих людей? Стали единомышленниками?

Артем Маркин: Красивые слова я придержу для другого случая. Лучше быть честным. Мы не секта. Нередко слышишь о знаменитом оркестре - "коллектив единомышленников", а потом узнаешь, что музыканты не разговаривают друг с другом. Но я подметил: люди, уходившие от нас в другие коллективы, и там не задерживались.

Вслед за Владимиром симфонические оркестры создавались в Брянске, Рязани. Но и в самых молодых уже поменялись руководители. А наш в одних руках. Держите свой коллектив в "ежовых рукавицах"?

Артем Маркин: Самое главное - уметь держать себя. Недавно прочитал интервью дирижера Мариса Янсонса, сына известного советского дирижера Арвида Янсонса. Так вот, он говорит, что Артуро Тосканини, который славился своими истериками и грубостью, в наше время уже через пять лет выбросили бы из оркестра. А у нас сейчас и пяти минут не стали бы терпеть. В прошлом веке в нашей профессии было больше диктаторства, а сейчас работает фактор сотрудничества. Дирижер всегда дышит вместе с коллективом.

"В прошлом веке в нашей профессии было больше диктаторства, а сейчас работает фактор сотрудничества"

Вы беретесь за очень сложные музыкальные произведения. Например, на открытии одного из сезонов сыграли "Данте-симфонию" Ференца Листа. Симфонии Мясковского, музыка Алемдара Караманова, Арво Пярта, ставящие очень сложные бытийные вопросы, - не редкость в вашей программе. Доходит ли эта музыка до слушателей?

Артем Маркин: Если внятно играем - доходит. Исполняли еще Восьмую симфонию Ильи Глазунова, кантату "По прочтении псалма" Сергея Танеева. Еще поискать, кто в России их исполняет! Открываем публике симфонии Николая Мясковского. А их 27 - это колоссальное наследие! Но оно практически не звучит. Если провести аналогию с сырьевой экономикой: хлещет фонтан с нефтью, и никому до этого нет дела.

Путешествия под музыку

Владимирцам особенно полюбились ваши "Музыкальные экспедиции". Как родилась эта форма общения со слушателями под открытым небом и есть ли у нее перспективы? Нередко стали говорить, что проект будет свернут из-за недостатка средств…

Артем Маркин: В чьей голове родился этот проект - Бориса Андрианова, Алисы Бирюковой или Артема Маркина? - трудно сказать. Его смысл в том, что ты путешествуешь по историческим местам и вместе с классической музыкой впитываешь российскую историю и природу. Это малобюджетный проект. Одни солисты - наши друзья, другие - друзья наших друзей. От региональных властей фестиваль получил не столько административную, сколько человеческую поддержку. Лично для меня стало важным то, что я побывал в местах, куда бы самостоятельно, наверное, так и не добрался. Например, в монастыре на острове в городе Покрове. Каждый такой пункт мы выбираем сами. Все места знаковые. До концерта раза три-четыре туда выезжаем: осматриваемся, встречаемся с местными руководителями и жителями.

На данный момент сверхзадача - совместить наш второй областной Танеевский фестиваль с проектом "Музыкальная экспедиция". На прошедшей встрече с министром культуры России Владимиром Мединским эта тема поднималась. Была получена поддержка на федеральном уровне проектов именно классической музыки. Ну и на областном, соответственно, будет софинансирование.

Вы уже не первый год проводите международный фестиваль "Лето Господне". Публика поддерживает такой симбиоз симфонической музыки и колокольного звона?

Артем Маркин: Моя идея показать искусство колокольного звона возникла из стремления поддержать возрождение Ризоположенского монастыря. Я дважды интегрировал звонарей в симфонический оркестр. Одна программа была посвящена колоколу в русской симфонической классике, во второй звонари участвовали в исполнении музыки Прокофьева к кинофильму "Александр Невский". Звонари - очень трогательные, влюбленные в свое искусство люди. Они органично слились с другими увлеченными людьми - бардами, поэтами, гуслярами. И это творческое слияние создало особую неформальную атмосферу в Суздале. Неслучайно сюда потянулись слушатели. На старинной Торговой площади мы собрали людей больше, чем на День города.

В прошлом году в Центре классической музыки впервые прошла "Ночь в оркестре". Владимирцы могли познакомиться с закулисной жизнью оркестра и коллективов ЦКМ. Следует ли понимать, что так музыканты пытаются стать еще ближе к своей публике?

Артем Маркин: Таким образом мы вербуем нового слушателя. У нас ребенок мог подирижировать оркестром. Мы давали владимирцам "помучить" старенькую виолончель, издать звук из кларнета, позаниматься вокалом с нашей солисткой Татьяной Прокушкиной. Это очень хорошие приобщающие формы.
У нас человек боится зайти в два места - в церковь, где обязательно какая-нибудь строгая бабушка сделает замечание: не то надел, не туда свечку поставил, не так перекрестился, - и в концертный зал, где должен сидеть тихо, чуть дыша и не шевелясь. Не дай бог у кого-то в зале зазвонит телефон! Для окружающих он чуть ли не преступник. А на кашляющего человека все смотрят с осуждением.

И если в церкви есть формы адаптации, то и у нас тоже должна быть. Эту функцию выполняет "ночь в оркестре", когда можно все: не стесняясь, зайти за кулисы, пройти в гримерку, потрогать инструменты. Словом, стать ребенком, разбирающим игрушку, чтобы посмотреть, как все устроено. Эту традицию мы будем продолжать. Очередную ночь в оркестре проведем 23 декабря после предновогоднего концерта.

Ключевой вопрос

Время от времени звучит идея создания во Владимире оперного театра. Ее сторонники вдохновлены стремительным ростом музыкальной культуры областного центра. Но и критиков немало. Их аргументы: кризис, нет средств, и без этого проблем хватает. Артем Эдуардович, а на ваш взгляд, есть ли у этой идеи перспективы?

Артем Маркин: Эта идея еще и не витала, а мы уже десять лет назад ставили "Евгения Онегина", "Кармен", "Алеко", мюзикл "Гардемарины" в концертном исполнении. Сейчас со студентами университета готовим постановку молодежного мюзикла. Имея базовые коллективы - оркестр и хор, - подобные проекты осуществлять реально. Но надо исходить из возможностей. Очевидно, что Владимиру нужен мощный концертный зал, не обязательно связанный с оперой, а для полифункциональных целей. У нас проводится большое количество спортивных, культурных, экономических форумов федерального масштаба. Впервые в истории область принимала всемирно известные коллективы Валерия Гергиева и Владимира Спивакова, а зала соответствующего уровня не было.