Челябинский суд снизил компенсацию за вмятину на Rolls-Royce олигарха

Апелляционная инстанция челябинского областного суда рассмотрела нашумевшее дело о взыскании с рабочего Владислава Кантемирова компенсации за ДТП с Rolls-Royce Phantom олигарха Александра Аристова. После проведения экспертизы размеры ущерба снижены более, чем на 370 тысяч рублей, сообщили в четверг в судебной инстанции.

И все-таки чуда, на которое очень рассчитывал незадачливый водитель после того как въехал на "Жигулях" в иномарку "владельца заводов, газет, пароходов", не произошло. По решению суда, виновник ДТП c Rolls-Royce выплатит три миллиона 22 тысячи рублей и еще 22 тысячи рублей госпошлины.

- Ответчик в судебном заседании свою вину в совершении ДТП не оспаривал, при этом не признал исковые требования в части размера причиненного ущерба, считая его завышенным, - пояснила руководитель пресс-службы Челябинского областного суда Евгения Нациевская. - По результатам судебной экспертизы, проведенной в рамках судебного разбирательства, размеры ущерба были снижены с 3,8 до 3,4 миллиона рублей. Соответственно пересмотрена и величина компенсации.

Виновник аварии выслушал решение апелляции с потемневшим лицом. Он до последнего пытался убедить суд в том, что при удовлетворения иска в полном объеме попадет в кабалу и будет батрачить на "чужого дядю" до конца жизни. Причем, весьма эмоционально напомнил, что ровно через пять дней после прогремевшего на всю страну ДТП этот самый "дядя" публично простил его и даже пожал руку.

Однако, добиться более существенного снижения размеров иска рабочему не удалось, не смотря на то, что закон предусматривает такую возможность. Ходатайство о применении положения статьи 1083 ГК РФ, по которой размер возмещения вреда может быть уменьшен с учетом имущественного положения ответчика, суд не поддержал.

Как уже сообщала "РГ", зарплата Кантемирова не превышает 40 тысяч рублей в месяц, причем четвертую ее часть он выплачивает в качестве алиментов на ребенка. Взыскание может быть наложено на 50 процентов заработка, оставшегося после выплаты алиментов. При таком раскладе рассчитываться с долгом уже не молодому Кантемирову придется не менее 16 с половиной лет.

Челябинцы решение апелляции встретили весьма неоднозначно. Одни предлагают объявить бойкот олигарху и для начала отказаться от продукции принадлежащей ему агрофирмы. Другие считают, что виновник аварии наказан заслуженно. А третьи предлагают помочь ему избавиться от кабалы, организовав сбор средств.

Сам Кантемиров от помощи земляков ранее уже отказывался, заявив, что брать у них деньги не имеет морального права.

Тем временем

Очевидцы сняли на видео вишневый Hummer, который беспрепятственно ездил по газонам у МГУ им. Ломоносова. Внедорожник двигался по заснеженному тротуару, а затем выехал на дорогу через газон и пешеходный переход. Отмечается, что за рулем находилась девушка, а в салоне было еще несколько человек. Никто их не остановил...

Комментарий

Елена Яковлева, редактор отдела общества:

У моего друга, замечательного экономического журналиста, познакомившегося с Явлинским, Ясиным и Гайдаром, когда о них еще не знал никто, на столе лежит ставшая мировым бестселлером книга Дэвида Гребера "Долг: первые 5000 лет истории". На задней обложке стоит хвалебная рецензия "Файнэншл таймс".

Замечательный антрополог, профессор Лондонской школы экономики, анализирует случаи, подобные казусу "Кантемиров - Аристов". Он рассказывает об отвратительности экономического механизма нелепых долгов, в том числе международных, один из которых, рожденный глупостью правителей Мадагаскара, привел - своей тупой неизбежностью - к гибели 10 тысяч человек. Поддержанный решениями суда долг Кантемирова сияет сейчас перед всеми нами своей столь же отвратительной и всех нас пугающей неизбежностью. 

- Послушай, но ведь этот коммунизм какой-то, - говорю другу, когда-то поклоннику либеральных экономистов.

- Капитализм уперся в свои пределы и делается в каких-то своих ипостасях невыносимым. Мир это понимает, лучшие умы ищут выход. Поиск направлен во все стороны. В том числе и в сторону, не буквально советского, конечно, но коммунизма, - отвечает приятель.

Нам в своем новеньком капитализме с его старыми, отвратительными родовыми болезнями труднее всех. У нас позади почти столетняя прививка от революций, практика которых породила проблемы, хоть и другие, но не менее драматические, чем история безобразий капитализма. Недавний опыт прельстившейся революционным духом Украины только продляет действие прививки. Россия трезвее и в состоянии анализировать свой опыт, но... Проблема встает. И казус "Кантемиров - Аристов" - одна из самых острых ее постановок. Весь мир признает отрицательным показателем разрыв между богатыми и бедными. Мы должны научиться давать на безобразия этого разрыва должные этические, юридические и солидарные реакции.

Наша общая жизнь к капитализму не сводится. И есть несколько реальных пространств, где люди остаются равными. Больница, в которую ты попал с тяжелой или смертельной болезнью, самолет и дорога - наиболее показательные из них. Шикарные ресурсы богатого и "кот наплакал" у бедного почти или совсем не значимы в этих ситуациях. Перед светофором, скальпелем и бездной под крылом все равны.

Сила - финансовая сила и сила положения в том числе - симпатична, только когда она благородна. Потому что объективно слабого она защитит. Во всех остальных случаях она часто требует общественного и государственного контроля. Кантемиров на "Жигулях" перед Аристовым на "Роллс-ройсе" слаб объективно, и это должно было быть прочитано владельцем "Роллс-ройса" вне зависимости от обид, удовлетворительных или неудовлетворительных манер извинения. Если это не прочитано, значит, мы имеем перед собой пример человека социально неадекватного, и его руководство своим бизнесом должно быть взято под тщательный контроль государства, общества, политиков. Причем не только посредством пикетов и перформансов, а посредством самых разных нешуточных проверочных (в том числе и силовых) органов.

Трудно представить, что господин Аристов трубный завод воздвиг с нуля в чистом поле, скорее всего получил методом до сих пор не считающимся в широком общественном мнении легитимным и именующимся "прихватизацией". Но даже если с чистого поля и его бизнес-подвигов не счесть, все равно его социальная ответственность, и даже не ответственность, а адекватность, нуждается в жесткой и тщательной проверке. Каких только сумасшествий не вводится современными бизнесменами на своих предприятиях. То и дело узнаешь, тот хозяин - "хаббардист", этот зарплату вовремя не платит...

Бизнесмены, как рассказывают классики макросоциологии, в большинстве своем целе-, а не ценностно-ориентированные персонажи. То есть, если им надо дойти до задуманной цели, светофор совести и нравственности у них выключается. Это удобно для бизнеса, но неудобно для жизни. И особенно в местах, где она принципиально общая. Например, на дороге. Если гражданин Аристов так тщательно требователен к ошибившемуся работяге местного завода и к ужасной неловкости его вождения, общество и государство должны явить ему тот же уровень требовательности - тщательно ли он платит налоги, ведет бумаги, платит зарплату.