В России вырос спрос на автомобили отечественных брендов
Прежде всего статистика зафиксировала совсем небольшое снижение трат, всего на 0,6 процента. Во-вторых, стали больше покупать не просто авто, сделанные в России, но и российских брендов. Только за продукцию концерна LADA россияне заплатили почти 115 миллиардов рублей. Это около 8 процентов от общих трат.
Чем же объясняется такой позитив? Спрос восстанавливается или это все-таки передышка перед тем, как рухнуть еще ниже и врасти, что называется, колесами в землю?
Ситуацию можно объяснить с двух сторон, считает исполнительный директор агентства "Автостат" Сергей Удалов.
"Российский автомобильный рынок сейчас действительно стабилизировался, если анализировать спрос. Отсюда небольшая негативная динамика. Однако такой серьезный объем трат при снижении объемов продаж объясняется очень просто: цены на новые машины при этом в среднем выросли на 35 процентов. Вот и получается - спрос падает, но повышение стоимости автомобиля этот спрос с точки зрения траты на покупку компенсирует", - резюмирует эксперт.
Кстати говоря, ноябрь продемонстрировал уже количественный рост интереса россиян к приобретению машин. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за прошлый месяц продажи легковых автомобилей и LCV (легкие коммерческие автомобили) в России выросли на 0,6 процента (прямо какая-то магическая цифра) и составили 132,346 тысячи штук. Положительная динамика достигнута впервые с декабря 2014 года.
Впрочем, подчеркивает председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер, несмотря на то, что хорошо в конце концов иметь повод сказать о росте, "но слишком рано делать выводы о смене тренда. Сейчас все внимание приковано к декабрю, у которого есть потенциал продемонстрировать, что рынок продолжает двигаться в правильном направлении".
При этом продажи на российском автомобильном рынке все-таки будут падать, к таким выводам приходит большинство аналитиков, специализирующихся на оценке рынка. Эта оценка касается текущего года.
Так, например, Pricewater-houseCoopers ожидает снижения продаж новых легковых автомобилей в России по итогам 2016 года на 14 процентов в годовом выражении - до 1,27 миллиона штук. В то же время, предполагают в PwC, 2017 год может стать годом полноценного восстановления спроса. Есть, правда, одно условие - среднегодовая цена нефти, от которой отталкиваются специалисты, должна быть в районе 56 долларов за баррель. Если так, то объем рынка легковых машин в нашей стране в 2017 году может вырасти до 1,49 миллиона штук. Предварительный прогноз на 2018 год оперирует показателем в 1,74 миллиона штук, на 2019 год - 1,9 миллиона и на 2020-й - 2,02 миллиона единиц.
Спрос поддержат программами
Как заявил глава минпромторга Денис Мантуров, "министерство найдет решение, чтобы продолжить программу поддержки спроса на автомобили в следующем году.
Начиная с января 2017 года, не дожидаясь результатов первого квартала, будет продолжена программа в отработанном варианте, через программу утилизации и trade-in (старый автомобиль сдается в счет оплаты нового), через льготное кредитование и льготный автомобильный лизинг", - конкретизировал глава минпромторга.
И продолжил, что его ведомство намерено "выйти с инициативами, уже по результатам первого квартала по внедрению новых программ стимулирования спроса на автомобили: по первому авто, по автомобилю для многодетных семей, для селян, для работников соцсферы".
Но нужно еще время, чтобы посмотреть, как отработаем первый квартал, подчеркнул Денис Мантуров.
Подготовила Татьяна Шадрина