13.12.2016 14:40
    Поделиться

    Рубки лесов в Ярославской области приобрели масштабы бедствия

    Рубки лесов приобретают масштабы бедствия
    В Ярославской области, на территории так называемых сельских лесов, в 2016 году варварски вырублено 157 тысяч кубометров древесины. Если погрузить все эти еловые и сосновые стволы на лесовозы, то длина автоколонны составит 110 километров. Тот же объем, измеренный в постройках, - это больше полутора тысяч двухэтажных добротных коттеджей из кругляка.

    Однако самое парадоксальное состоит в том, что деревья в этих лесах… "не относятся к предмету преступления", несмотря на многолетние попытки региональных властей, правоохранительных и контролирующих органов доказать обратное. Потому что растут эти несчастные сосны и ели на землях сельхозназначения. То есть мужички деревья попилили - все равно что травку покосили…

    Сосново-еловые сельхозугодья

    Проблема, о которой не один год уже кричат и простые селяне, и прокуроры, - родом из советского прошлого. В свое время колхозам в постоянное и бессрочное пользование вместе с землей были переданы и находящиеся на ней леса, чтобы колхозники могли там заготавливать дрова на зиму и в случае необходимости совершать вырубки для строительства жилья. При этом колхозные леса все равно были частью государственного лесного фонда. Позже, при определении и закреплении границ землепользования, колхозные леса включались в общий состав угодий, и в результате получилось, что по материалам земельного кадастра ельники и сосновые боры стали считаться сельхозугодьями, а по материалам лесоустройства - землями лесного фонда.

    В итоге некоторые СПК, ООО и прочие преемники колхозов приобрели участки в собственность, а потом сдали их в аренду. И собственники, и арендаторы при этом чувствуют себя совершенно спокойно, потому что, согласно постановлению пленума Верховного суда от 18.10.2012 года, "не относятся к предмету преступления деревья, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения". Если же вырубка ведется против воли собственника, это, по тому же постановлению, может квалифицироваться как хищение либо уничтожение или повреждение имущества.

    - Таким образом, абсолютно логично, что при выявлении вырубки древесины собственник участка подает в органы полиции заявление по факту хищения, порчи или повреждения его имущества, - говорит директор департамента лесного хозяйства Ярославской области Николай Савельев. - Хотя основная часть вырубок происходит по инициативе самих владельцев сельхозугодий. Например, они заключают явно фиктивные договоры на использование участков для сельхозпроизводства, для чего проводятся "расчистки земель от древесно-кустарниковой растительности". На самом деле выборочно вырубается наиболее ликвидная хвойная древесина, произрастающая достаточно далеко от полей.

    После чего, по словам Савельева, никакие сельхозмероприятия на этих участках не проводятся и проведены быть не могут, потому что там остается порубочный хлам, сухостой, кустарники и прочий неликвид, не пошедший в реализацию. При этом плодородные, но заросшие из-за длительного "простоя" поля, действительно пригодные для сельскохозяйственного производства, не расчищаются, потому что там ценной древесины нет.

    - Таким образом, очевиден факт злоупотреблений из-за имеющихся законодательных пробелов, - делает вывод главный государственный лесной инспектор Ярославской области.

    Разворотили могильник

    Особенно в этом году отличились в сведении сельских лесов под корень Угличский, Борисоглебский и Некоузский районы, причем Угличский дал 76 процентов от общего объема порубок - 120 тысяч кубов.

    Чтобы притормозить эту вакханалию, с 2013 года органы прокуратуры и департамент лесного хозяйства через суды возвращают приравненные к пашне леса в состав земель лесного фонда. С тех пор удалось поменять статус 180 тысяч гектаров сосняков и ельников. Еще 122 тысячи "находится в работе". Когда они вернутся из "колхоза", у контролирующих органов наконец появится право выгонять оттуда "ошибившихся адресом" граждан с бензопилами.

    Прокуратура и департамент лесного хозяйства через суды возвращают приравненные к пашне леса в составе земель лесного фонда

    Впрочем, выгонять, скорее всего, никого уже не придется - сливки сняты.

    - По результатам этой работы в состав лесного фонда возвращаются участки, на которых в значительном объеме вырублена ценная древесина, и в силу этого выставление в дальнейшем их на аукцион для пополнения бюджета путем передачи их в аренду не будет представлять экономического интереса для предпринимателей, осуществляющих деятельность в этой сфере, - резюмирует Николай Савельев.

    Леса, растущие на землях государственного лесного фонда, от "черных лесорубов" страдают меньше, но и там потери существенные - 6,2 тысячи кубических метров вырубленной древесины за 11 месяцев 2016 года, или 68 миллионов рублей нанесенного государству ущерба. Плюс захламление леса пожароопасными порубочными остатками и полное отсутствие работ по лесовосстановлению, которые входят в обязанности легальных заготовителей.

    По данным регионального департамента ЛХ, по объему незаконно заготовленной древесины на землях лесфонда Ярославская область находится на третьем месте в ЦФО после Московской и Владимирской областей - у владимирцев лесов меньше примерно на 150 тысяч гектаров, но нелегально спилено там оказалось свыше 7,7 тысячи кубометров. А вот в самом лесном регионе округа - Тверской области, где лесов в три раза больше, чем у ярославцев, потери скромнее - 4,2 тысячи кубов.

    При этом причиненный материальный ущерб в Ярославской области добровольно возмещен на смешные два процента. Еще столько же - 1,6 миллиона рублей - будет взыскано с нарушителей по решениям судов. Все остальное укрепило благосостояние нелегальных дровосеков - и стоит ли удивляться, что их "не выкуришь" из леса при таком раскладе. Пытавшемуся это сделать руководителю Некоузского лесничества Владимиру Речуну принципиальность обошлась дорого - ему весной сожгли машину, авто супруги и катер сына.

    Между тем в этом году от "черных лесорубов" в Угличском районе, у деревни Челганово Слободского поселения, пострадал даже археологический памятник федерального значения - древнерусский курганный могильник XI-XIII веков: верхний слой почвы там буквально разворотили колеса лесовозов.

    Подсчитайте пилорамы

    Вроде бы и правоохранительные органы работают в поте лица, и надзорные, и межведомственные комиссии периодически создаются и заседают, и даже депутаты Ярославской облдумы этим летом выезжали на места порубок, чтобы оценить масштаб катастрофы и предложить какие-то выходы, но в итоге видим скромный результат: по данным регионального УМВД, за одиннадцать месяцев года возбуждено 109 уголовных дел по статье 260 УК РФ ("Незаконная рубка лесных насаждений"), к ответственности по которым привлечено 30 человек. 60 дел приостановлены, а из 36 нелегальных лесорубов, дела которых в прошлом году дошли до суда, только один человек был приговорен к реальному лишению свободы. Причем специалисты подчеркивают, что в руки полиции попадаются, как правило, мелкие лесные жулики, добывающие древесину "для дома, для семьи", в то время как крупные заготовители, которые валят лес в промышленных масштабах и с использованием спецтехники, выявляются, как ни странно, редко.

    По мнению начальника УМВД РФ по Ярославской области Николая Трифонова, одна из причин этого - "отсутствие должного контроля за деятельностью лесозаготовителей в ходе непосредственного выполнения работ на делянках со стороны должностных лиц лесничеств".

    - Как следствие - наличие возможности незаконной заготовки древесины вблизи официальных мест рубок и сокрытие следов преступления до приема вырубленных делянок сотрудниками лесничеств, - поясняет генерал-майор полиции Трифонов. - То есть лес рубится и на выделенных делянках, и рядом с ними. Но мы об этом узнаем только через полгода или даже позднее, когда нарушителей след простыл и утрачена вся доказательственная база, позволяющая провести экспертизы. Поэтому считаю нужным обязать сотрудников лесничеств проводить промежуточные проверки в ходе работ на делянках, до их официальной приемки, и при выявлении нарушений сообщать в органы внутренних дел.

    Впрочем, отыскать, откуда и куда тянутся ниточки, при большом желании совсем несложно. Например, и руководство департамента лесного хозяйства, и природоохранная прокуратура настоятельно рекомендуют проводить проверки организаций, перерабатывающих древесину, и тех, которые ее поставляют, - на предмет сопоставления объемов заготовленного и обработанного леса. По озвученной главным региональным лесинспектором информации, сегодня в Ярославской области пилорам в три раза больше, чем легальных лесозаготовителей - 307 против 117. Вот и тема для размышления…

    Компетентно

    Андрей Маркин, прокурор Ярославской межрайонной природоохранной прокуратуры:

    - Сложность в определении границ самовольных рубок вызывают и недостатки государственного кадастрового учета земель лесного фонда. В настоящее время в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о границах более чем 850 тысяч гектаров земли лесного фонда, что составляет 52 процента от их общего количества на территории Ярославской области. Считаю, что в целях завершения кадастрового учета земель лесного фонда правительство области должно дополнительно обратиться в Федеральное агентство лесного хозяйства с просьбой об увеличении финансирования данных работ.

    Роман Колесов, заместитель председателя правительства Ярославской области:

    - Полномочия по декриминализации в лесной отрасли находятся в ведении широкого спектра органов исполнительной власти. Это и департамент лесного хозяйства, и органы местного самоуправления, полиция, прокуратура, в некоторых случаях органы ФСБ. Такую совместную работу мы и будем организовывать.

    Поделиться