Сейчас, несмотря на сложную экономическую ситуацию и западные санкции, в Ростовской области отмечается рост промышленного производства. На Дону по итогам прошлого года его индекс составил 154 процента, а за 10 месяцев 2016 года - 114,7 процента, что, кстати, выше среднего российского показателя. В Ростове картина еще более впечатляющая: 169 процентов в 2015-м и 131 процент - в 2016 году. Но такая обнадеживающая, на первый взгляд, статистика сформирована главным образом за счет крупнейших предприятий региона, таких как "Ростсельмаш", "Роствертол", а также производств оборонного комплекса, то есть сегмента, который поддерживается государством. Потенциал же "малышей" остался практически невостребованным.
- Да, малый и средний бизнес не сможет производить комбайны или вертолеты, но он в состоянии выпускать любое изделие, имеющее отношение к этому производству. Например, мы изучали опыт Южной Кореи, где малый бизнес изготавливает множество деталей для автопрома. У нас же еще сильны советские традиции, когда производитель комбайна делал его полностью самостоятельно. При этом на огромном предприятии выпускалась масса простейших изделий, и из-за амортизации общего производства это было очень дорого. Если же их выпускает малый или средний бизнес, то детали обходятся в три-четыре, а то и в пять раз дешевле. А за счет того, что какая-нибудь гайка или болт является главным изделием малого предприятия, качество продукции не пострадает, - объясняет преимущества промкооперации президент ТПП Ростовской области Николай Присяжнюк.
Однако передача на аутсорсинг производства одной лишь гайки, болта или узла не решит проблемы. Не снизят затрат на общее производство и две, пять или десять деталей, поставляемых промышленному гиганту "малышами" со стороны.
- Ощутимый эффект возникнет, только когда доля промышленной кооперации превысит 40 - 45 процентов, - отмечает советник президента ТПП по промышленной политике Юрий Погребщиков. - Согласно закону глобальной экономики, на рынке остается тот, кто предлагает более высокое качество с минимальными затратами. И я не могу сейчас представить ни одного крупного предприятия, которое способно полностью обеспечить таким образом самостоятельное производство. Но и любой из его небольших субконтракторов тоже подчиняется этому правилу качества и цены. А между тем малые производители испытывают сейчас огромные трудности. Поэтому со стороны государства и региональных властей им нужно оказывать помощь даже более значительную, чем та, которую предлагают крупным заводам.
Одним из действенных инструментов, которые позволят наладить промышленную кооперацию на уже работающих предприятиях, может стать кластерная политика.
- Создание промкластеров будет способствовать росту конкурентоспособности региона. В их основе должны находиться крупные заводы, которые являются потенциальными заказчиками для малого и среднего бизнеса, а связующим звеном, отвечающим за технологические задачи, могут стать инжиниринговые компании, - говорит замминистра экономического развития области Евгений Мамичев.
Но пока кластеризация только начинается, для эффективного взаимодействия между крупными заводами и малым бизнесом не хватает информации о том, в чем нуждаются гиганты и что могут производить для них "малыши".
- Вот конкретный пример: крупный ростовский производитель закупает фурнитуру в Нижегородской области, хотя аналогичную продукцию выпускает малое предприятие буквально под боком, в Аксайском районе. Мы спрашиваем: почему вы покупаете фурнитуру в другом регионе? Отвечают: 15 лет назад с нижегородцами заключили договор, не зная, что подобное выпускается в Ростовской области. Другой пример: еще одно крупное предприятие заказывало тару для своей продукции за рубежом. Но после введения санкций поставки сократились, и предприятие сейчас активно ищет того, кто сможет производить такую же тару в регионе, - рассказывает директор департамента экономики Ростова-на-Дону Светлана Камбулова.
Чтобы свести вместе потенциальных заказчиков и поставщиков, полгода назад в Ростове открылся консультационный пункт, в который уже обратились около сотни малых предприятий. Кроме того, сейчас формируется электронная база с предложениями от "малышей", которые могут быть интересны крупным заводам.
Но, пожалуй, самой главной проблемой оказывается непонимание и взаимные претензии между малым бизнесом и крупными предприятиями, диктующими ему свои условия порой на условиях монополиста в той или иной сфере. По словам руководителей некоторых малых предприятий, тот же самый "Ростсельмаш" предпочитает работать только с уже известными поставщиками и стать его партнером новичку крайне затруднительно. Непонятно местным предпринимателям и то, почему до сих пор гигант выбирает в качестве контрагентов не их, а зарубежных поставщиков, даже в том случае, если те не соответствуют критериям качества, установленным на предприятии. В свою очередь, производитель сельхозтехники отмечает, что доля иностранных компаний, которые выполняют его требования как заказчика, составляет около 50 процентов.
- А из 200 российских поставщиков, отобранных для серийных поставок, наши специалисты назвали лишь семь предприятий с развитой системой менеджмента качества, - говорит руководитель проекта дирекции материально-технического снабжения "Ростсельмаша" Олег Шевченко.
Кроме отсутствия системы контроля качества и нежелания российских поставщиков развиваться в этом направлении на предприятии отмечают также общее отсутствие в России эффективной сертификации, многочисленные дефекты поставляемой продукции, плохое технологическое оснащение производства партнеров, неотлаженность их сервиса и непрозрачность ценообразования.
Еще одним камнем преткновения в отношениях между крупными заводами и малым бизнесом становится эксклюзивность поставок. В машиностроении большое значение имеет рынок запчастей. Разумеется, гиганты требуют, чтобы детали выводились на этот рынок исключительно через них, чтобы избежать угрозы демпинга. Поставщики же заинтересованы торговать своей продукцией самостоятельно, и по этой позиции в договорах о сотрудничестве ведутся особенно жесткие переговоры.