В опросе приняли участие преимущественно компании, которые можно квалифицировать как высокотехнологичные (62 процента). Руководители компании оценивали бизнес-среду по пятибалльной шкале.
Средние оценки, характеризующие уровень конкуренции как внутри страны, так и за рубежом оказались очень близкими по значению (3,31 и 3,33 соответственно). Так что все еще "кочующий" миф о запредельной монополизированности российских рынков и отсутствии конкурентного режима не нашел подтверждения на практике.
По всей видимости, не вызывают у компаний серьезной обеспокоенности проблемы, связанные с коррупционной нагрузкой (1,93). Возможно, для многих предприятий коррупционная нагрузка и бюрократическое давление на бизнес являются трудноразличимыми понятиями, поэтому сама по себе коррупция оказалась так низко оценена по сравнению с проблемой для ведения бизнеса. Как напряженную, но не критичную можно характеризовать ситуацию с доступностью кредита (3,07) и защитой активов компании от третьих лиц (3,07). В то же время заслуживают внимания оценки бюрократического давления на бизнес (3,28) и налоговой нагрузки (3,62), которые немного превышают уровень субъективно определяемой бизнесменами условной "нормальности" (выше среднего).
На первый взгляд кажется удивительно низкой оценка доступности кредита, поскольку всем известны запредельные уровни ставок по банковским кредитам для реального сектора экономики. Но это можно объяснить, во-первых, тем, что многие предприятия уже давно научились вообще обходиться без банковского кредитования, потому и не видят здесь проблем для своего бизнеса. А, во-вторых, сейчас активно развиваются внебанковские схемы кредитования, включая коммерческий товарный кредит, внутрифирменное кредитование и пр.
Высокая налоговая нагрузка является традиционной проблемой для промышленных предприятий. В последние годы особенно непосильными для предприятий стали ресурсные налоги и платежи, включая высокий уровень налогообложения фонда заработной платы.
Безусловно, особого внимания заслуживает информация о том, как руководители промышленных предприятий оценивают уровень государственной поддержки частного бизнеса. Средний балл по всем предприятиям - 2,79. Для высокотехнологичных предприятий это значение несколько выше (2,94), для компаний с высоким уровнем международных экономических связей - чуть ниже (2,63). Однако очевидно, что уровень государственной поддержки промышленных отраслей явно "не дотягивает" до некой субъективной нормы, соответствующей представлениям российских предпринимателей.
Для оценки конкретных мер стимулирования участникам опроса к рассмотрению были предложены инструменты промышленной политики, которые государство старается активно продвигать через Фонд развития промышленности. Оказалось, что лучше всего руководители информированы о программах заимствований средств Фонда развития промышленности (69 процентов респондентов), лизинговых займов (65,5 процента) и субсидирования части процентов по кредитам на пополнение оборотных средств (48,3).
Эти же программы закономерно лидируют и по уровню их использования промышленными предприятиями. При этом к займам Фонда развития промышленности прибегли 13,8 процента респондентов, лизинговым займам - 20,7 процента, субсидированию части процентов по кредитам на пополнение оборотных средств - 10,34.
Любопытными нам показались оценки потенциальной эффективности программ стимулирования теми компаниями, которые ими еще не воспользовались. Так, довольно оптимистично руководители оценили перспективы участия собственных предприятий в программах. К примеру, чуть более 30 процентов респондентов ожидают положительный коммерческий эффект в случае участия в программе заимствований средств Фонда развития промышленности, в то время как 24 процента опрошенных скептически оценили ее потенциал для своей компании.
Лидером оптимистичных оценок стал специальный инвестиционный контракт (34,48 против 10,34 процента).
Многими участниками опроса скептически были оценены следующие программы: государственные гарантии по проектам для устойчивого экономического развития (лишь 13,8 процента респондентов ожидают положительного коммерческого эффекта от участия в этой программе); государственные гарантии на инвестиционные проекты (17,24 против 20,7 процента).
По результатам опроса напрашивается вывод, что промышленные предприятия испытывают серьезный финансовый голод и рассчитывают на серьезные инвестиционные вливания. Фискальные механизмы поддержки явно предпочтительны перед кредитными.