14.12.2016 19:15
    Поделиться

    Пиотровский: Юристы будут делать все, чтобы золото вернулось в музеи

    Директор Государственного Эрмитажа, председатель Союза музеев России Михаил Пиотровский прокомментировал ситуацию со скифским золотом. Напомним, суд Амстердама 14 декабря вынес решение о судьбе скифского золота в пользу Украины.

    Любой музей, который отправляет свои экспонаты на выставку, не застрахован от политических катаклизмов. После решения суда в Амстердаме, который возвращает экспонаты из музеев Крыма на Украину, получается, что музеям лучше не отдавать раритеты на выставки?

    Михаил Пиотровский: Я не видел текста решения суда. Насколько я понимаю, еще предстоит апелляция. Вещи пока остаются в Голландии. Но вся ситуация, конечно, очень печальная. В очередной раз мы имеем коллизию, когда право не совпадает со справедливостью.

    В случае с музеями Крыма на выставку были отправлены вещи разных эпох (не только времен скифов), найденные при раскопках в Причерноморье. Эти раритеты не часть прекрасной купленной коллекции, а то, что было найдено здесь. Они составляют во многом основу музейных коллекций Херсонеса, Керчи… Музеи Керчи, Херсонеса теряют важные работы, которые определяют их "идентичность". Это очень печально. Это большая культурная проблема.

    Что касается гарантий… Музеям давались гарантии, что вещи будут возвращены. Да, они вывозились через украинскую таможню, и формально через украинскую таможню могут быть ввезены обратно. Но самим музеям давались гарантии, что их вещи им вернут. И, конечно, это ставит под вопрос всю систему гарантий вообще.

    Но это давний вопрос. Например, сегодня появилась информацию, что конгресс США принял Билль, который позволит гарантировать неприкосновенность экспонатов даже в случае исков третьих лиц. Может быть, это сможет повлиять на ситуацию… Поживем - увидим. В любом случае юристы будут бороться и делать все, чтобы вещи исполняли свою культурную, просветительскую функцию и вернулись в музеи, добровольно предоставившие их для выставки, чтобы рассказать людям о своей истории.

    На вашей памяти были прецеденты подобной ситуации?

    Михаил Пиотровский: В 1990-м году у нас открывалась выставка из Кувейта. В момент открытия выставки Кувейт перестал существовать как отдельное государство. Тем не менее выставку мы открыли и показывали в течение нескольких месяцев. Потом несколько месяцев держали в хранилище. Потом она ездила по миру. И возил ее музей, которому она принадлежала. Долгое время спустя, когда ситуация стабилизировалась, она вернулась в родной музей. Есть разные способы решения проблемы. В таких вещах важно, чтобы никто не торопился.

    Иначе говоря, один из вариантов - "замораживание" ситуации?

    Михаил Пиотровский: Для дела было бы лучше, чтобы ситуация была заморожена. В момент, когда накалены страсти, справедливых решений точно не бывает. 

    Поделиться