На Ямале проживает около четырех процентов населения УрФО, тогда как доля задолженности составляет примерно одну восьмую от общей суммы. Это при том, что, по информации профильного департамента регионального правительства, в автономии в среднем половину реальной стоимости ЖКУ оплачивает окружной бюджет, а всякая семья, чьи траты на коммуналку превышают 15 процентов совокупных доходов, вправе подать заявку на субсидию. Правда, даже с учетом этого коммуналка обходится северянам несравнимо дороже, чем, к примеру, курганцам или южноуральцам.
Так, в бывшем шахтерском городе Еманжелинске, экономически депрессивном, долг населения в сто миллионов рублей коммунальщики называют катастрофическим. Здесь на каждого жителя приходится в среднем по 3,3 тысячи рублей. В ЯНАО соответственно - 5,5 тысячи. Но тут и доходы в несколько раз выше.
В автономном округе объем "нетерпимых" долгов, признанных судами, немногим превышает миллиард. Неуплата сотни тысяч рублей - не редкость. Не менее 40 процентов тех, кто пользуется услугами даром, - вполне, а то и весьма обеспеченные люди. Истцы и приставы устали отключать им электричество и бороться другими привычными методами и прибегли к новому способу. В городе Ноябрьске, где около 3800 человек задолжали ощутимые суммы, перекрывают неплательщикам финансовые потоки: законом не запрещено автоматическое снятие средств, поступающих на банковские счета, и блокировка последних до полного погашения долга. Это куда быстрее и проще ареста имущества с его последующей продажей. Причем энергокомпания не полагается исключительно на расторопность приставов, чаще напрямую выходит на кредитные учреждения. Из 83 миллионов отсуженных рублей здесь надеются до конца года вернуть в корпоративную кассу 60, а то и более.
Машина взимания средств со счетов набирает обороты. К такому инструменту охотно прибегают и управления ФСПП по Челябинской и Тюменской областям, заключившие договоры о взаимодействии почти со всеми банками, действующими в регионах. Механизм настроен на автоматическое изъятие денег, "упавших" на карту, вне зависимости от их целевого назначения, если владелец заблаговременно не предоставил службе приставов максимум соответствующей информации. Это, согласно нормам законодательства, обязанность именно должника. Правда, с пенсии или зарплаты позволительно брать без спроса получателя не более половины суммы. Подобные или полные ограничения действуют в отношении ряда социальных, компенсационных выплат.
Юрий Рязанов, юрист:
- Практика обращений в органы прокуратуры, исполнительной власти, суды показывает, что приставы все чаще совершают ошибки. Скажем, у человека, полностью погасившего долг, спустя время без предупреждения обнуляют счет. Несчастному подчас не на что содержать семью, он залезает в новые долги. Пока доказывает неправоту ФСПП, пока запускается процесс возврата, проходит от месяца до трех. Сотрудника же федеральной службы, допустившего оплошность, за нее порой лишь пожурят. На мой взгляд, законодателям стоит более четко и детально прописать механизм взыскания средств и меру ответственности виновных.