Этому перевозчику не разрешили приземляться в аэропортах Таджикистана, если он совершает полеты из подмосковного аэропорта в Жуковском. Хотя "Ямал" - одна из авиакомпаний, которые назначены российскими транспортными властями для полетов в таджикские аэропорты, в том числе из аэропорта в Жуковском.
Всего по межправительственному соглашению между Россией и Таджикистаном может летать восемь авиакомпаний: шесть российских и две таджикских. В авиасообщении с Таджикистаном у России есть два направления, на которых существуют ограничения: это Москва - Душанбе, по 14 рейсов в неделю для каждой из сторон, а также Москва - Курган-Тюбе, по 7 рейсов в неделю для каждой из сторон. На них можно говорить об условном "паритете", на других направлениях никаких ограничений по количеству назначенных перевозчиков и частоте полетов нет, уточнили в минтрансе.
Авиакомпания "Ямал" заявлялась на полеты из подмосковного аэропорта, который не входит в Московский транспортный узел (МАУ). Учитывая шаги таджикских авиавластей по запрету полетов "Ямалу", российская сторона на прошлой неделе приняла решение о приостановке полетов таджикской авиакомпании "Сомон Эйр" в регионы России. В Таджикистане заявили о том, что остановят полеты "Уральских авиалиний".
На момент подписания номера официальной телеграммы о приостановке полетов этого перевозчика в Таджикистан российский Минтранс не получал. По процедуре без этой телеграммы, даже если в устной форме было сказано о приостановке полетов, авиакомпания продолжает летать, отмечают эксперты. Но даже если этот перевозчик лишится возможности полетов, авиасообщение между нашими странами не остановится.
На прошлой неделе возникла угроза полной приостановки авиасообщения между нашими странами. Ранее, в ноябре, авиавласти России и Таджикистана пришли к пониманию, что аэропорт в Жуковском не входит в МАУ, а значит, речь не идет о нарушениях по количеству перевозчиков, которые летают из трех аэропортов МАУ в Таджикистан. Получается, что отказ принимать у себя российского перевозчика из аэропорта Жуковский является отказом от следования взятых на себя обязательств. Еще 7 ноября 2016 года таджикская сторона согласилась с тем, что из Жуковского в Душанбе и Худжанд могут летать два назначенных перевозчика: компании "Уральские авиалинии" и "Ямал". Авиакомпания "Уральские авиалинии" летает с ноября 2016 года. "Однако, когда второй российский назначенный на указанных линиях авиаперевозчик "Ямал" захотел реализовать предоставленные ему права у таджикской стороны, встал вопрос паритета", отмечают в минтрансе.
"Отказ таджикских авиавластей разрешить полет российской авиакомпании "Ямал" по маршруту Худжанд - Жуковский, ссылаясь на отсутствие паритета, не правомочен. Ни единого упоминания о паритете в Соглашении о воздушном сообщении и последующих договоренностях между Россией и Республикой Таджикистан нет", говорится в заявлении минтранса.
Термин "паритет" не является юридическим, но таджикские авиавласти используют его для обозначения своего видения развития воздушного сообщения между двумя странами. Он укладывается в формулу: "Сколько летаем мы, столько будете летать и вы", невзирая ни на какие имеющиеся договоренности.