26.12.2016 21:10
    Поделиться

    Две трети немцев поддержали установку видеокамер в общественных местах

    Граждане ФРГ поддержали законопроект о слежке. А вот британцы, напротив, считают подобный закон неправомерным
    Первой реакцией правительства ФРГ на предрождественский теракт в Берлине стал законопроект, позволяющий без ограничений устанавливать видеокамеры в общественных местах - в торговых центрах, на стадионах, в лифтах. При этом в Германии сложилась парадоксальная ситуация: большинство граждан одобряют инициативу властей, а вот столичное руководство упорно сопротивляется решению, спущенному "сверху".

    После трагедии на Брайтшайдплатц, где тунисец Анис Амри насмерть задавил на грузовике 12 человек, наблюдатели отмечали: на территории ярмарки не было ни одной камеры слежения, которая помогла бы остановить злодеяние или хотя бы поймать преступника по горячим следам. И вот на прошлой неделе правительство ФРГ одобрило законопроект, который даст полную свободу действий администрации публичных объектов. В следующем году инициативу министра внутренних дел Томаса де Мезьера (он представляет правящую партию христианских демократов) рассмотрит бундестаг. Однако коалиция социал-демократов, "левых" и "зеленых" в сенате Берлина уже заявила, что не поддержит "ограничения демократии". Дошло до того, что де Мезьер публично призвал коллег "как можно скорее пересмотреть свою позицию".

    Сами немцы, напуганные атакой, вовсе не прочь введения подобных ограничений. Как следует из недавнего опроса общественного мнения, проведенного институтом YouGov для агентства dpa, более 60 процентов немцев поддерживают идею усиленного видеонаблюдения в общественных местах. Примерно столько же граждан хотят, чтобы полицейские были "лучше вооружены", а 73 процента опрошенных выступают за дополнительные патрули на улицах городов. При этом каждый второй немец считает целесообразным в случае террористической угрозы наделить более широкими полномочиями солдат бундесвера.

    В Шотландии две недели вели слежку, чтобы установить, чья собака слишком громко лает

    Иных взглядов на контроль государства за частной жизнью придерживаются британцы. В последние годы под предлогом борьбы с терроризмом МВД королевства удалось добиться самых широких полномочий. Именно чрезмерное вторжение в личную жизнь подданных стало поводом для громкого скандала, который набирает обороты в эти дни. Как выяснилось, за последние пять лет муниципалитеты вели массовую слежку за британцами с использованием скрытых микрофонов, камер и даже частных детективов. Причем местные власти настаивают, что делали это на законном основании, которое предоставляет Акт о полномочиях в проведении расследований. Документ действительно дает возможность вести слежку за любым британцем без его ведома, если целью является борьба с терроризмом. Однако муниципалитеты трактовали это условие более широко и с помощью шпионажа решали бытовые проблемы. К примеру, совет Вестминстера (центральный район Лондона) вел слежку за местными жителями, чтобы выявить случаи незаконной продажи театральных билетов. В Олердейле, графстве Кумбрия на севере страны, скрытое видеонаблюдение в городе велось с целью установить, кто подкармливает голубей. В шотландском Мидлотиане две недели велась слежка, чтобы выяснить, где и чья собака слишком громко лает. А в Ланкастере проводилось несколько "шпионских" операций по поиску владельцев собак, которые выгуливают питомцев в неположенных местах. В итоге по всей Великобритании за пять лет было проведено 2,8 тысячи подобных операций. За это время были собраны аудио- и видеоматериалы общей продолжительностью порядка 55 тысяч дней. При этом 186 из 283 муниципальных советов признали, что санкционировали слежку за гражданами в случаях, не имеющих отношения к расследованию террористической деятельности.

    И это уже не первый шпионский скандал, связанный с Актом о полномочиях в проведении расследований. Два года назад стало известно, что благодаря все тому же документу британские спецслужбы могут разрабатывать и внедрять различные формы слежки за личными мобильными устройствами и компьютерами. Самая "безобидная" из них - это "заражение" мобильного устройства "вирусом" ради получения доступа к текстовым сообщениям, электронной почте, сведениям о звонках, фотографиям и списку контактов. Возмущение в обществе было настолько сильным, что правозащитники подали иск на спецслужбы в суд ЕС. В итоге на прошлой неделе Европейский суд справедливости признал британский закон о слежке неправомерным, поскольку он допускает "массовый и неизбирательный" сбор данных об электронных коммуникациях.

    Поделиться