Ее французской частью восхищался Александр Бенуа. Монаршие особы были зрителями этой картинной галереи. Кстати, работы представлены именно в тех залах, что были специально выстроены Юсуповым для демонстрации коллекции.
- Мы попробовали вернуть владельческую живопись во владельческий интерьер, - говорит одна из кураторов выставки Валентина Набок. - Когда вы видите таких классиков французского романтизма, как Робер или Герен на "домашних" стенах, возникает совсем иное чувство: анфилада оживает, вспоминая свой исторический облик.
Юсуповский дворец с 1919 по 1925 год существовал в статусе "Музея дворянского быта". Потом он был упразднен, коллекция, насчитывающая свыше полутора тысяч шедевров, разошлась по другим сокровищницам. Большая часть предметов была передана в Эрмитаж. Сотрудничество музейщиков в новом формате помогает оживить прошлое.
Самое заметное место в экспозиции занимают два портрета: князя Николая Борисовича и его жены Татьяны Васильевны.
Блистательный молодой человек в облике испанского гранда - таким запечатлел Юсупова Генрих Фюгер, модный французский живописец. В 1781 году князь Юсупов был для Европы диковинкой: прекрасно образован, состоит в переписке с Бомарше, Вольтером, Дидро, он и картины-то собирал по велению императрицы Екатерины II. И прекрасный вкус первого российского собирателя сказался во всем: это благодаря ему мы сейчас можем видеть воочию романтические руины Робера, пасторали Буше, библейские сюжеты Прюдона...
Портрет княгини Юсуповой кисти Жан-Луи Вуаля поведал трогательную историю.
- Я все не могла понять, когда мы развешивали работы, что меня так в нем смущает, - признается куратор. - Потом осознала: нижняя часть портрета, там, где плечи княгини окутывает шаль, написана словно другой рукой, гораздо менее умелой. Да и шаль, судя по ее рисунку, никак не могла принадлежать к деталям одежды 1780-х годов, когда и был сделан портрет тогдашней невесты Юсупова, урожденной Энгельгардт-Потемкиной.
Разгадка тайны оказалось очень женской.
- Скорее всего, - говорит Валентина Набок, - жена Юсупова сама попросила одного из крепостных художников "переодеть" ее в более модную вещь, сохранив при этом ее юный и прекрасный облик.
Как видим, приемы "фотошопа" успешно работали и на рубеже XVIII-XIX веков!
"Мир русского дворянства" является третьей выставкой в рамках совместного проекта "Эрмитаж - Юсуповский дворец". На протяжении всего периода запланированы встречи с искусствоведами, раскрывающие тайны двухсотлетней давности.