Указом президента РФ от 30 сентября 2013 года поставлена задача обеспечить сокращение выбросов парниковых газов в нашей стране на 25% по сравнению с уровнем 1990 года. Аналогичная цель была заявлена российской делегацией на 21-й сессии Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата, прошедшей в Париже в 2015 году. Как и за счет чего будет решаться эта задача? Ведь основным антропогенным источником парниковых газов считается топливно-энергетический комплекс, на который приходится 27% ВВП России, при этом доходы от ТЭК составляют почти половину поступлений в федеральный бюджет (43% в 2015 году и 51% в 2014 году).
Ответ на этот вопрос дал Международный центр устойчивого энергетического развития под эгидой ЮНЕСКО (МЦУЭР), подготовивший по заказу Министерства энергетики РФ исследование различных вариантов сокращения выбросов парниковых газов. Авторы доклада "Анализ влияния политики по регулированию выбросов парниковых газов на отрасли ТЭК РФ" признают, что никаких преимуществ для российской экономики в целом и для ТЭК в частности Парижское климатическое соглашение не создает.
И напротив, исследование МЦУЭР подтверждает, что существует, например, группа рисков, связанных с установлением сбора за углерод - дополнительных платежей, взимаемых с предприятий, осуществляющих углеродосодержащие выбросы парниковых газов в атмосферу. А осуществляют их на самом деле практически все. В России это в первую очередь нефтегазовый комплекс, энергогенерация, металлургия, транспорт, ряд добывающих отраслей и даже АПК. Некоторые сторонники углеродного сбора пытались назвать риски, связанные с его введением, надуманными, но их доводы сложно назвать убедительными.
8 декабря Всемирный банк и созданная им Коалиция лидеров в области тарификации выбросов углерода (CPLC) планировали провести в Москве конференцию-диалог между представителями государства и частного сектора по вопросам тарификации выбросов углерода, однако в последний момент это мероприятие было отменено. То есть, как мы видим, инициативы по вводу углеродного сбора есть и обсуждаются они во вполне прикладном ключе.
Примечательно, что российские сторонники углеродного сбора преподносят свои предложения как основанные на передовом международном опыте, как общепринятую в глобальном масштабе практику. Но, например, Австралия ввела углеродный налог 1 июля 2012 года и отменила его ровно два года спустя как несущий урон экономике страны. В июне текущего года Палата представителей Конгресса США проголосовала против введения углеродного налога - в резолюции сказано, что он не соответствует интересам Соединенных Штатов.
Вполне согласны с американскими конгрессменами и эксперты МЦУЭР: в докладе говорится, что "введение прямого углеродного сбора на все национальные выбросы парниковых газов в нынешних условиях является мерой, которая приведет к незначительному сокращению выбросов за счет больших потерь в экономике. Конечные расходы будут переложены на потребителей, что приведет к сокращению располагаемых доходов населения на 1,7 трлн руб. Предполагаемый итог к 2030 году: падение ВВП на 4%".
Что же может сделать Российская Федерация для снижения выбросов парниковых газов? Авторы доклада указывают, что существует целый арсенал мер, которые позволят сохранить потребление энергии на текущем уровне, но при этом обеспечат рост ВВП в два раза. По результатам анализа выделено примерно 60 мер, которые имеют средний показатель внутренней доходности более 30% и, соответственно, могут быть экономически привлекательны для инвесторов. Реализация этих мер позволит сократить выбросы парниковых газов на 19% (до 2425 млн тонн СО2-эквивалента).
Среди таких мер названы улучшение теплоизоляции зданий, установка счетчиков тепла и термостатов в квартирах, улучшение изоляции теплосетей, модернизация управления системами отопления, вентиляции и кондиционирования зданий. При реализации всех этих мер годовая экономия в 2030 году достигнет 1,5 трлн руб.
В нефтегазовом секторе и энергетике потенциал сокращения выбросов составляет 160 млн тонн СО2-эквивалента или 5% совокупного объема выбросов. К основным мерам здесь относятся повышение качества ремонтных работ, сокращение утечек газа и равномерная подача газа в трубопроводах, уменьшение потребления энергии на собственные нужды на электростанциях и снижение потерь в теплосетях.
Главный вывод состоит в том, что сокращения выбросов можно достигнуть разными способами с точки зрения экономики, и есть целый спектр возможностей, которые не подрывают потенциал отечественного ТЭК и не ограничивают его развитие. Целесообразно предусмотреть и возможность реализации специальных проектов, которые позволили бы предприятиям ТЭК хотя бы частично компенсировать свои выбросы за счет инвестирования в проекты по сокращению выбросов за рамками отрасли. В первую очередь речь должна идти о проектах, направленных на увеличение поглощения углерода в лесах и иных природных экосистемах.
Ведь наша страна располагает самыми большими лесами в мире, и максимальный учет их поглощающего фактора одна из принципиально важных задач, поставленных президентом Российской Федерации. Здесь, однако, остается целый ряд нерешенных вопросов. Очевидна необходимость разработки национальной методики определения объемов поглощения и выбросов СО2 в лесном секторе России и обеспечение ее признания на международном уровне. Проведение соответствующей научно-исследовательской работы запланировано Минприроды России на 2016 - 2017 годы. Тем не менее уже сейчас предварительно можно оценить результаты использования различных методик. Так, "на данный момент разница в оценках между текущей методикой и альтернативной методикой ВНИИЛМ (Всероссийского научно-исследовательского института лесоводства и механизации лесного хозяйства) составляет примерно 1 млрд тонн СО2-эквивалента", - говорится в докладе МЦУЭР.