Имя Курчатова, упомянутое в начале доклада, и его собственноручная подпись в конце, рядом с подписями Берии, Ванникова и Первухина все объясняют. Семьдесят лет назад на окраине Москвы был пущен первый атомный реактор. Первый не только в СССР, но и на всем пространстве Евразии. Поначалу, и совсем не в целях конспирации, а следуя вполне понятной аналогии, его называли "котлом". Термин "реактор" закрепится в научном обиходе позже.
"В первые же дни работы (25-26-27 декабря) уран-графитового котла мы получили впервые в СССР в полузаводском масштабе ядерную цепную реакцию, - сохранил недавно рассекреченный документ терминологию, дух и надежды тех лет. - При этом достигнута возможность регулировать работу котла в нужных пределах и управлять протекающей в нем цепной реакцией".
С момента испытания в США первого ядерного заряда и атомной бомбардировки японских городов прошло больше года. Когда будет, и будет ли вообще атомная бомба у Советского Союза, еще не ясно, а эти лысеющие очкарики и молодой профессор, он же "Борода", уверяют, что схватили за бороду что-то гораздо более важное.
"С помощью построенного физического уран-графитового котла мы теперь в состоянии решить важнейшие вопросы", - заверяют авторы доклада. И сами же детализируют: это "проблемы промышленного получения и использования атомной энергии, которые до сего времени рассматривались только предположительно, на основании полученных расчетов".
Первую в СССР атомную бомбу взорвут на башне Семипалатинского полигона через 2 года и восемь месяцев. Тут у Сталина и Берии будет повод убедиться, что команда Курчатова доверие оправдала. Первую в мире АЭС в городе Обнинск Калужской области пустят в июне 1954-го, когда и Сталин, и Берия уже покинут этот мир. А ученые-атомщики, на которых они поставили, дав свободу действий и широкий коридор возможностей, пошли вперед семимильными шагами.
Вслед за уран-графитовым котлом Ф-1 (Физический первый) в Лаборатории N2, с которой начинался Советский атомный проект, стали разрабатывать реакторные установки специального назначения. В том числе промышленные уран-графитовые реакторы, в которых велась наработка плутония-239 для ядерного оружия.
Символический пуск Обнинской АЭС обозначил другой важнейший вектор в отечественном реакторостроении - энергетический. Наряду с морскими транспортными реакторами - для подводных лодок и надводных судов - это стало важнейшим трендом в развитии атомной энергетики.
А что же Ф-1? По словам нынешнего президента Ядерного общества России Ярослава Штромбаха, первый курчатовский реактор на долгие годы стал центром коллективного пользования для ученых многих специальностей. С учетом опыта его эксплуатации создавались другие реакторные установки Курчатовского института, в том числе ныне действующий нейтронный реактор ИР-8.
В общей сложности "Физический первый" находился в рабочем состоянии более 60 лет. И "при жизни" обрел статус памятника науки и техники России. В канун юбилея в НИЦ "Курчатовский институт" прошла конференция Ядерного общества России, приуроченная к этой дате. А 26 декабря состоялось официальное открытие музея, созданного в историческом здании первого реактора.
Как следует из секретного доклада лично Сталину, реактор Ф-1 содержал "34 800 килограмм совершенно чистого металлического урана, 12 900 килограмм чистой двуокиси урана и 420 000 килограмм чистого графита".
За 70 лет под научным руководством Курчатовского института в России и за рубежом создано 648 реакторов. В работе - 173 (по состоянию на конец 2016 года).
Больше всего было построено морских реакторов - 493, сейчас в работе 82.
На втором месте по числу объектов - энергетические реакторы: 71 энергоблок типа ВВЭР и 17 энергоблоков АЭС с установками РБМК. В работе, соответственно, 55 и 11.
Общее число исследовательских реакторов с "курчатовскими корнями" - 40, из них в работе сейчас 22.
В интересах ядерно-оружейного комплекса в СССР было построено и введено в действие 14 промышленных реакторов для наработки плутония и других изотопов. В соответствии с международными обязательствами России 13 из 14 таких установок выведены из эксплуатации.
Для использования в космических программах было создано 11 реакторных установок, остаются в работе на этот момент две.