23-летнего Илера вытащил из глухого кордебалета Рудольф Нуриев через пару сезонов после вступления в должность директора балета Гранд опера. Юнец справился с одной крупной ролью, потом с другой, третьей; наконец, исполнил роль принца Зигфрида в "Лебедином озере" и получил из рук Нуриева статус этуали, звезды, закрепленной за артистом пожизненно.
До Нуриева этот статус был наградой не только за талант, но и за выслугу лет в иерархии, после долгой дорожки из кордебалета в маленькие солисты, средние солисты и так далее. Так что не будь волюнтаристского решения "сверху" беглеца из СССР, еще неизвестно, как бы сложилась судьба Илера. Как говорится, не факт.
И кстати о контексте: вечно выставляемый варваром Нуриев кроме Лорана Илера выдвинул еще пятерых - и четверо стали суперзвездами мирового масштаба, подняв парижский балет на утерянную было высоту. Припомните и их на всякий случай: Сильви Гиллем, Изабель Геррен, Мануэль Легри, Лоран Илер.
Если отбросить эту пророческую случайность, Илер - до мозга костей человек французской балетной школы, ее элита, ставящий в приоритет точность, внешнюю безусильность, чистейший благородный стиль и то неуловимое нечто, что принято называть одухотворенностью. У него громадный репертуар из классики, неоклассики, авангарда и постиндустриального танца (краткий список идолов хореографии занимает в энциклопедии четыре строки), громадный опыт работы приглашенной звездой в самых престижных театрах.
Сейчас ему 54 года (для сравнения главе Большого балета Махарбеку Вазиеву 55), и, что важно, новая должность ни разу не почетная пенсия выдающегося танцовщика. Карьеру он завершил десять лет назад, но уже до того работал репетитором и ассистентом хореографов в Гранд опера, а в 2011 стал заместителем железной мадам Брижит Лефевр, директора балета Парижской национальной оперы, полноценно участвуя в планировании репертуара и отвечая за весь производственный процесс. Потом директора сменили на сомнительного персонажа, и верный заместитель тоже ушел, в никуда. Злые языки сплетничали, что он активно искал работу.
Поначалу казалось, что сенсационное назначение случилось с подачи Брижитт Лефевр, дамы многомудрой и авторитетной: со времен отца русского балета марсельца Мариуса Ивановича Петипа француз не возглавлял российские труппы. Позже выяснилось, что назначение Илера стало достижением нового директора МАМТа Антона Гетьмана, пришедшего из Большого, и его советника Павла Гершензона, пришедшего из Мариинского.
Контракт с не известной миру суммой рассчитан на пять лет, официально Лоран Илер считается шефом с 1 января, по факту окончательно включится в работу после 10 января. По инсайдерской информации из театра про планы он "пока думает, вернее, додумывает", но ничего большего с уверенностью утверждать нельзя. Зато можно говорить, что в ближайшие пять лет в МАМТе будет интересно и как минимум нескучно.
После нескольких сезонов разочаровывающего правления Игоря Зеленского, ныне благополучно перебравшегося в балет Баварской Штаатсопер, это внушает надежды.