Эксперты рассказали о главных изменениях на авторынке
Беднее, но дороже
Александр Климнов,
эксперт компании "Автостат Инфо":
- Легковой авторынок в России, по предварительным данным ОАО "АСМ-Холдинг", в 2016 году сократился на 13% до 1,282 млн, из которых 1,01 млн - иномарки (из них 770 тысяч произведены в России) и 272 тысячи - отечественные модели. Чистый импорт новых иномарок составил 223 тысячи штук, а подержанных - лишь 17 тысяч (что все же в 1,8 раза больше, чем в 2015-м). По сведениям ООО "Автостат Инфо", цифры регистраций новых легковых автомобилей схожие, но декабрь покажет снижение на 11,6% до 115 тысяч авто, что даст снижение по году на 4,6% до 1,23 млн единиц.
По информации Ассоциации "Российские автомобильные дилеры" (РОАД), отложенный спрос на авторынке составил 622 тысяч машин, а потерянный - 266 тысяч. Таким образом, общий объем рынка должен был составить около 2 млн легковых автомобилей. Кстати, на 2017 год отложенный спрос РОАД определяет на уровне 1,5 млн единиц. В то же время рынок машин с пробегом вырос за 2016 год на 5% до 5 млн штук, а на 2017 год предполагается увеличение на 10%.
В товарно-маркетинговом смысле рынок в 2016 году, к сожалению, деградировал. Иностранные бренды продолжали сокращать свои модельные ряды (особенно в сегменте LCV), сосредотачиваясь исключительно на ходовых моделях. Ценовая политика в течение года была умеренной, но отмечалось несколько "волн" подорожаний.
Дилеры продолжали слабеть и закрываться (с 2014 по 2016 год, по данным РОАД, их количество упало с 4,1 до 3,5 тысячи), большинство работает в долг, хотя тенденция на удельное увеличение продаж все же наблюдается. Так что рынок стал беднее, дороже и продержался только за счет госпрограмм (компенсация по утилизации, льготные кредиты и лизинг и т.д.), иначе рухнул бы еще минимум на треть. И все же к концу года госпрограммы уже исчерпали свой потенциал, а рынок достиг дна и начал очень медленное и робкое восстановление. Причем, в грузовом сегменте, а также на рынке автобусов оно, это восстановление, началось еще раньше. Тем не менее, действие нынешних программ пока продляется на первый квартал 2017 года, а ввод новых мер поддержки, программ типа "первый автомобиль", "фермер" или "многодетная семья", пока заморожено. К слову, по прогнозам Минпромторга РФ, рынок в 2017 году составит 1,5 млн машин, но без господдержки может упасть до 1,2 млн!
На рынок грузовиков заметно повлияло введение программы дорожных сборов "Платон", из-за которой упали продажи ряда тяжелых моделей, а среднетоннажных, наоборот, немного выросли. На легковом рынке относительно неплохо чувствуют себя бренды топовых сегментов. Некоторые, например, Jaguar, даже увеличили продажи (за счет вывода на рынок новой модели в сегменте SUV). В сегменте "бюджетных" автомобилей продолжили лидировать, несмотря на заметное падение как темпов, так и объема продаж, корейские бренды Hyundai и Kia. Формально (т.е. только за счет большей доли на падающем рынке) укрепила свои позиции и Lada. Отечественный производитель в 2016 году вывел на рынок две новых модели: Lada Vesta (4-е место по продажам) и Lada XRAY, успехи которого не столь велики (он плетется в конце второго десятка самых продаваемых моделей).
Сегмент SUV несколько сдал свои позиции. Среди компактных автомобилей и минивэнов наблюдалось падение как ассортимента, так и объемов продаж. При этом последний сегмент практически монополизировала модель Lada Largus, к тому же дополненная коммерческой версией фургона F90. "Группа ГАЗ" активно внедряла поколение Next, включая легкую развозную серию "ГАЗель Next" (номер один по продажам в классе LCV), среднетоннажную "ГАЗон Next" (3-е место в сегменте CV+HCV) и полноприводную "Урал Next". Плюс на рынок активно пошли автобусы среднего и большого классов "ЛиАЗ", которые дополняются новыми малыми автобусами "ПАЗ" ("Vector Next").
Понять и упростить
Дмитрий Батов,
директор по операционной эффективности ГК "Независимость":
- Основной тенденцией 2016 года, пожалуй, можно назвать то, что участники рынка - и покупатели, и автодилеры - научились существовать в новых реалиях. Первые адаптировались к валютным коридорам, вторые - к новым правилам ведения бизнеса. ГК "Независимость" - не исключение. Сегодня подход в продажах основан не на краткосрочном получении прибыли или на конкретном закрытии той или иной сделки, а на предоставлении индивидуального подхода к покупателям. Подтверждением является тот факт, что дилеры сейчас практически не зарабатывают на продаже автомобилей, делая ставку на выстраивание долгосрочных отношений, предоставление дополнительных услуг и дальнейшее обслуживание и сопровождение клиента.
Еще одним явным трендом является изменение покупательского поведения - несколько лет назад число посещений дилерских салонов перед покупкой было существенно выше. Сегодня клиенты не хотят быть привязаны к месту или времени. Поиск, сравнение, выбор - все это осуществляется с помощью смартфона и выхода в интернет. Если есть возможность быть мобильным, никто не будет тратить время на поездки в дилерский центр. Мы должны принимать во внимание этот факт и отталкиваться от этих изменений. Здесь и онлайн-продажи, и оформление кредитов, и сервисные интернет-порталы.
Ключевое, что хочется отметить, - рынок меняется, он становится более цивилизованным для клиента, в том числе и для покупателей автомобилей с пробегом. Создаются консолидированные базы по истории машин, которые помогут купить "чистый" экземпляр. Максимальное упрощение и прозрачность взаимодействия с клиентами - это именно тот путь, по которому сегодня развивается рынок.
Говоря о будущем российского авторынка, то 2017 год скорее всего будет не легче предшественника, если не сложнее. Но тем интересней работать. Кризис не вечен, и мы не исключаем то, что грядущий год способен принести автомобильному рынку долгожданный подарок в виде роста продаж. Предпосылки для этого есть в виде сформировавшегося отложенного спроса, который рано или поздно повлияет на рынок и скорректирует тренд.
В разнонаправленной динамике
Светлана Виноградова,
директор дилерских центров Mercedes-Benz компании "Рольф":
- Никто из участников рынка не будет спорить, что 2016 год был одним из самых сложных для компаний авторитейла. Рынок за 11 месяцев упал на 12%. Первый квартал 2017-го, по нашим прогнозам, также будет очень непростым для авторынка. Многие дилеры по-прежнему имеют большие кредитные портфели, которые невозможно обслуживать в текущей рыночной ситуации. Слабые предприятия уходят с рынка: за 9 месяцев 2016 года количество автодилеров в России стало меньше на 4.
Однако кризис - это время возможностей, и сильные игроки только упрочили свое положение. Также мы наблюдаем тренд на консолидацию рынка вокруг них. Слияние "Рольф" и "Пеликан Авто" - пожалуй, лучшая иллюстрация цивилизованного воплощения этого процесса.
Разные сегменты автомобильного рынка демонстрируют разнонаправленную динамику. Премиум-сегмент, стремительно расширявший свою долю рынка в 2015-м, сейчас уже не может столь же динамично расти на фоне высокой базы прошлого года. Хорошие результаты показали те бренды, которые пользовались поддержкой программ стимулирования спроса, особенно программы льготного кредитования. Благодаря ей покупка нового автомобиля стала доступна гораздо более обширной аудитории. Мы прогнозируем, что модели, попадающие под действие мер симулирования спроса, в 2017 году также будут продаваться лучше.
Погрешность со знаком плюс
Александр Зиновьев,
заместитель председателя правления ГК "АвтоСпецЦентр":
- Если рассматривать динамику авторынка за 2015 год, то основные колебания курсов валют пришлись на конец лета, что привело к росту продаж в августе-сентябре. И после всплеска покупательской активности, продажи автомобилей в ноябре 2015-го сократились. В 2016-м курсы валют были достаточно стабильны, поэтому резких изменений покупательской активности не наблюдалось. Таким образом мы видим, что рост продаж, наметившийся в ноябре 2016-го, обусловлен низкой прошлогодней базой, а фактическую динамику в штучном эквиваленте я бы не стал называть ростом - скорее это небольшая погрешность… Популярность же брендов зависит от политики автопроизводителей на российском авторынке: для кого-то в приоритете эффективность продаж, кому-то важно сохранить объемы в штуках.
Из последних тенденций: в России происходит консолидация некоторых компаний, крупные мультибрендовые автодилеры приобретают более мелкие предприятия. При этом автосалоны не обязательно закрываются, некоторые из них переживают ребрендинг и продолжают функционировать в составе новых групп компаний. Мелкие игроки не могут сохранять рентабельность бизнеса и вынуждены объединяться с более крупными участниками рынка, передавая в их собственность значительную часть активов. Альтернативный сценарий - банкротство.
Кроме того уход ряда автопроизводителей с рынка оказался очень ощутим для автодилеров. Компании, потерявшие прибыль от реализации новых автомобилей, были вынуждены в кратчайшие сроки переориентироваться на другие бренды, провести ребрендинг дилерских центров и активно нарабатывать клиентскую базу. Сделать это смогли не все, некоторых подобные изменения рынка привели к потере значимой части прибыли и последующему банкротству.
Многие участники рынка говорят о том, что доля официальных дилеров в продажах автомобилей с пробегом будет расти. Делать однозначные прогнозы пока сложно. Но вместе с числом официальных дилеров растет и количество неофициальных игроков рынка. Динамика первых не так уж очевидна - если провести анализ изменений за последние 5 лет и сравнить, к примеру, с аукционами, заметно, что дилеры менее динамичны. В среднесрочной перспективе официальные дилеры должны будут выйти на 15-20% продаж от всего объема автомобилей с пробегом, но долгосрочно вряд ли смогут удержаться на этом уровне, и их доля уменьшится за счет новых неавторизованных игроков.
Что касается сервисного обслуживания - мы, например, активно развиваем это направление, работаем с пост-гарантийными авто, поскольку на фоне снижения продаж новых автомобилей наиболее перспективными направлениями остаются продажи автомобилей с пробегом, допоборудования и финансовых услуг, а также, конечно, сервисное обслуживание.
Давать прогнозы по рынку сложно последние несколько лет. Ситуация в экономике не стабильна. Тем не менее, мы ожидаем рост продаж автомобилей по итогам 2017 года, но стабилизация начнется не ранее второго полугодия. Можно говорить и о тестовом запуске онлайн-продаж автомобилей в 2017-м, но количество сделок будет измеряться поштучно. Это связано со спецификой автомобилей как товара и покупательскими убеждениями.
Вернулись к дефициту
Дмитрий Рыбальченко,
директор по маркетингу автомобильного агрегатора Autospot.ru:
- Мы смотрим, так сказать, со своей колокольни, и первое, что нам сильно бросается в глаза на авторынке - это резкое и смелое движение дилеров и производителей в Сеть. Если еще пару лет назад мы стартовали в чистом поле, то в этом году Renault презентовал кроссовер Kaptur в онлайне, и более того - активно рекламировал возможность забронировать и предоплатить авто через сайт. Из дилеров можно отметить питерский "Максимум" с запуском онлайн-магазина и "Авилон".
Второй, еще более масштабный тренд - авто с пробегом. В этом году даже автопроизводители маркетингом поддерживали программы по реализации подержанных машин через дилерские салоны, а также нарастили гарантийные обязательства и сформулировали кредитные предложения.
В этом году на - внимание! - падающем рынке зафиксирован серьезный дефицит некоторых авто. Автомобильный бизнес адаптируется к реалиям, применяет агрессивный маркетинг и одновременно "режет" квоты для дилеров. И вот, мы снова видим очереди на автомобили в несколько месяцев. Новая Kia Optima, тот же Renault Kaptur и Hyundai Creta - яркие примеры, когда интерес аудитории разогрели очень хорошо, а вот подвести необходимое количество автомобилей забыли.
Если же искать интересные изменения в поведении потребителей, то тут сюрпризов не оказалось. Люди стали гораздо спокойнее, истеричного спроса не наблюдается, есть некоторое привыкание к постоянно растущим ценам. На мой взгляд, мы пришли к определенному балансу на рынке.