За основу были взяты два критерия - отзывы туристов и качество снежного покрова. В топ-10 лучших вошли сразу три южных курорта - Приэльбрусье (Кабардино-Балкария), Домбай (Карачаево-Черкесия) и Красная Поляна (Сочи), а также Мамай (Бурятия), Приисковый (Хакасия), Аджигардак (Башкирия), Шерегеш (Кемеровская область), Хибины (Мурманская область), Медвежий (Хабаровский край) и Камчатка.
По данным агентства, фрирайд стал самым развивающимся зимним видом спорта в стране. За пять лет число его любителей выросло в десять раз - до 500 тысяч человек. Если раньше экстремалы предпочитали Альпы, а точнее Форарльберг, Тироль и Каринтию в Австрии, то теперь все чаще они делают выбор в пользу отечественных склонов. Среди причин - не только дороговизна западных курортов из-за нынешнего курса евро, но и заметно улучшившийся сервис, а также расширившийся спектр услуг на российских горнолыжных базах.
Между тем, как рассказал корреспонденту "РГ" экстремал из Москвы Юрий Котельников, вне зависимости от географии фрирайд - недешевое удовольствие, рассчитанное исключительно на профессионалов:
- Только стоимость оборудования, которое должно быть у спортсмена, составляет десятки тысяч рублей. Ведь кроме сноуборда или горных лыж, приспособленных к езде по глубокому снегу, надо иметь специальную защитную одежду, бипер (приемник-передатчик на случай попадания в лавину), щуп, лопату, шлем, рацию и так далее.
Обязательно нужно нанимать гида, без которого кататься по белой целине часто просто опасно. Кроме того, возможно, что на нужную высоту придется подниматься на ратраке.
- Есть также такой вид катания, как хели-ски, или хелибординг - это заброс лыжников на вершину с помощью вертолета. Насколько я знаю, этот способ на кавказских курортах из-за высоких цен практикуют нечасто. Однако специальные вертолетные базы есть в Архызе и Красной Поляне, - рассказал Котельников.
Приэльбрусье - давно полюбившееся фрирайдерами место. Здесь, как говорят спортсмены, можно кататься неделю и не повторить ни одного маршрута. Внетрассовые спуски в Домбае проходят преимущественно на северной стороне горы Мусса-Ачитара в ущелье Гоначхир. На закрытых от ветров и солнца склонах свежий и пушистый снег сохраняется на протяжении всей зимы. Здесь желающие найдут и крутые кулуары, и широкие поля, и безопасные места для трюков.
По словам горного гида-спасателя, многократного участника и призера чемпионатов по фрирайду Альберта Бостанова, сейчас за сезон в Домбай постоянно приезжает не меньше 500 опытных райдеров. Однако растет и число тех, кто решил самостоятельно испытать свои силы, не имея соответствующих навыков.
- Если у человека получается спускаться по накатанным трассам, это не значит, что ему с первого раза покорится и целина. Обычно мы говорим экстремалам так: вы должны стать спортсменами, а не самоубийцами, - предупреждает Бостанов. - Поэтому, прежде чем встать на лыжи или сноуборд, надо учиться, много тренироваться. Только тогда фрирайд может стать мощным источником адреналина и принести массу ни с чем не сравнимого удовольствия.
Андрей Резников, заместитель министра РФ по делам Северного Кавказа:
- Сегодня уже можно говорить о том, что ставка на туризм как локомотив социально-экономического прогресса в регионе оправдывается. Эта сфера дает стимул для развития более 50 смежных отраслей экономики, создает рабочие места, помогает повысить качество жизни и поднять квалификацию специалистов.
Кстати
На январских каникулах компания "Курорты Северного Кавказа" ("КСК") начала проект "Лыжи зовут!", в котором принимают участие 450 школьников из Карачаево-Черкесии и 250 - из Кабардино-Балкарии. Уроки проходят на площадках сразу двух курортов - "Архыз" и "Эльбрус". Как отметил первый заместитель генерального директора "КСК" Никита Шашкин, в регионах, обладающих большими горнолыжными возможностями, обучение молодежи навыкам катания практически не налажено. Виной тому и нехватка бюджетного финансирования. Поэтому к реализации проекта привлекли партнеров компании. Образовательная программа уже была апробирована и признана успешной.