Почему в РФ потребовали уголовного наказания за препятствие "скорой"

Абсурдно-трагический "случай на улице Циолковского" в столице далекой Камчатки продолжает вызывать возмущение по всей стране. Поведение водителя, перегородившего дорогу "скорой", спешившей к умирающему, и отказавшегося ее освобождать, по сути, стало хоть и косвенной, но роковой причиной смерти человека. "Скорая" ехала 13 минут вместо 3. А в первые 6 минут для врачей сохранялась возможность "завести" остановившееся сердце и вернуть человеку жизнь. На одной чаше весов лежала чья-то непомерная амбиция, а на другой - жизнь.

На сайте change.org уже появилась петиция с требованием привлечь аутичного к чужим бедам и проблемам водителя, формально, по закону, вроде бы заслуживающего всего лишь штрафа в 500 рублей за блокировку дороги, к уголовной ответственности. Губернатор Камчатки Владимир Илюхин также уверен в необходимости ужесточить наказания за подобные правонарушения. "В ближайшие дни правительство Камчатского края направит свои предложения в Государственную Думу", - обещает он.

Тут чистейший Достоевский "Свету ли провалиться или мне чаю не пить?". Совсем не гамлетовский вопрос для помешанной на эгоизме публики. Не гамлетовский, потому что ответ был априори ясен этой публике еще во времена Достоевского: ну, конечно, "свету провалиться".

И свет провалился. В глазах 21-летнего человека навсегда.

Виновные в случившемся - состоятельные люди, хозяева турфирмы, умело схватились за закон: наша вина измеряется и окупается штрафом в 500 рублей. Это звучит как насмешка над моралью.

"Скорая" ехала 13 минут вместо трех. А в первые шесть была возможность "завести" остановившееся сердце...

Но не случись у этой истории многомиллионной интернет-огласки, вполне возможно, штрафом в 500 рублей все бы и обошлось. Наш суд часто самый формальный суд в мире. А законы иногда воспринимаются обычными людьми лишь как повод сильным и богатым закрыться от нравственных претензий и уйти от ответственности. Мы чаще не верим в этот самый закон, что по пословице "как дышло".

Между тем ставшая причиной трагедии ситуация на улице Циолковского вообще-то могла и должна была разрешиться до суда и без прибегания к законам. За счет простого и благородного исполнения правил общественной морали.

Мы заигрались с раздуванием злых обычаев поведения. И киносупермены у нас уже 20 лет шествуют по экранам, откидывая все и вся со своего пути. И одеколоны у нас называются "Эгоист". Как бы канализировать это эгоистичное суперменство до бахвальных междусобойчиков, как бы научиться не выпускать их, без мысли и нравственной рецензии, в белый свет, как в копеечку. Потому что "свет" и жизнь проваливаются, а мы, ничтоже сумняшеся "чай пьем", объясняя, что нашей вины тут на 500 рублей.

Когда-то мы долго объясняли себе, что без частной собственности нет демократии. Сегодня пришла пора объяснить себе еще раз, что демократии нет и без общественной морали. Без простого осознания, что в самолете, на улице и перед Богом все равны.

И сколько бы уважения воздалось водителю и пассажиру, умерь они свои тотальные амбиции до обычной человеческой скромности. Ну, пусть не скромности - здравомыслия и разумности.

Петиция на change. org - тоже не панацея. Этот известный сайт монетизирует человеческую солидарность тоже иногда без особой оглядки на мораль тех, кто протестует или поддерживает что-то.

Но общество уже точно не может позволить себе жить без этой оглядки.

Кстати

В воскресенье в Москве автомобилист напал на водителя "скорой", посчитав его виновным в аварии, в которую попал. Машина экстренной службы со включенными проблесковыми маячками выехала на встречную полосу, ее пропускала Lada, в которую сзади врезался Mitsubishi Lancer, не успевший затормозить. Находившийся за рулем иномарки мужчина выскочил из авто и через приоткрытое окно "скорой" ударил водителя "неотложки". После чего получил ответный удар. В итоге медики вызвали полицию и стали оказывать помощь пострадавшему в драке водителю Mitsubishi.

C места событий

Следственное управление СК РФ по Камчатскому краю возбудило уголовное дело по факту несвоевременного оказания медпомощи 21-летнему жителю краевой столицы (ч. 1 ст. 109 УК РФ "причинение смерти по неосторожности"). "Скорая" не успела к умирающему из-за автоледи, заблокировавшей спецмашине въезд во двор. Инцидент произошел вечером 10 января на улице Циолковского. Молодому человеку стало плохо, и его брат позвонил в экстренную службу. Через три минуты медики практически добрались до нужного адреса, но на узкой придомовой дороге появилось встречное авто. Как видно на кадрах, снятых видеорегистратором медицинской машины, дама, сидевшая за рулем седана, не отреагировала на включенные маячки "скорой", а спустя некоторое время сидевший рядом с ней пассажир вышел из машины и, по свидетельству врачей, стал оскорблять медиков и бросаться на капот их автомобиля. На разбирательства ушли драгоценные 10 минут, которые, возможно, стоили умирающему жизни.

- Мы не можем утверждать, что парень скончался из-за того, что горожане задержали врачей, так как точно неизвестно, когда наступила смерть. Возможно, он умер еще до вызова "скорой". Но из-за них снизились шансы молодого человека своевременно получить помощь. Счет в таких случаях часто идет на минуты и даже секунды, - сказала заместитель главного врача ГБУЗ КК "Петропавловск-Камчатская станция скорой медицинской помощи" Галина Куликова.

Дать дорогу автохамы соизволили лишь после звонка в ГИБДД.

- Когда наши сотрудники прибыли на место происшествия, эти товарищи уже скрылись, - сообщила "РГ" руководитель пресс-службы УМВД России по региону Алла Иванова. - Конечно, их личности установлены. Если следствие не найдет оснований для возбуждения уголовного дела против них, то автолюбительница отделается штрафом в 500 рублей или лишением права управления транспортным средством на срок от одного до трех месяцев.

Тем временем некоторые коллеги камчатских медиков считают, что им нужно было пешком добираться до пациента.

- Наши дворы - во всех российских городах - не предназначены для двустороннего движения, и из-за таких вот упертых водителей врачи очень часто не доезжают до адреса. Конечно, если вызов экстренный, а до дома остается несколько сотен метров, нужно было не ждать конца разбирательств, а идти пешком, - поделился мнением с "РГ" Андрей Духовный, заместитель главного врача КГУ "Станция скорой медицинской помощи города Хабаровска".

Подготовила Юлия Гарднер, Петропавловск-Камчатский