Максим Станиславович, после принятия в первом чтении закона о платном въезде вы в очередной раз заверили, что вводить его московские власти не собираются. Тем не менее в соцсетях поднялась волна: значит, введут, и совсем скоро...
Максим Ликсутов: Честно говоря, мне нечего добавить к уже сказанному. Повторюсь: правительство Москвы не рассматривает вопроса введения платного въезда в город или в отдельные его районы.
Одной из самых обсуждаемых тем остаются и платные парковки. В начале декабря, впервые после их появления в Москве, цены на стоянку на самых загруженных улицах поднялись. Что это изменило на дорогах города?
Максим Ликсутов: Машин в центре стало меньше, и стоят они теперь не так долго. В частности, количество парковочных сессий в пределах Третьего транспортного кольца снизилось в среднем на 10,7%, продолжительность парковки - на 16%, а в зонах с тарифом в 200 руб/час даже на 22%. Если до подорожания автомобиль стоял там в среднем 79 минут, то теперь чуть больше часа. В зонах с увеличенным тарифом в пределах ТТК снижение составило порядка 12%: вместо прежних 94 минут владельцы оставляют машину не больше, чем на 83 минуты. Проанализировали мы и интенсивность движения машин. В декабре прошлого года в сутки там проезжало 1,94 млн машин, в этом году - 1,85. Больше всего их количество сократилось на Никитском и Петровском бульварах, 3-й Тверской-Ямской и Мантулинской улицах. Быстрее машины поехали по Овчинниковской набережной, Лесной улице.
Теперь каждый год будете пересматривать цены на парковку?
Максим Ликсутов: Нет, все будет зависеть от ситуации на дороге, интенсивности движения, пропускной способности улиц. А также от потребности москвичей в увеличении интенсивности движения городского транспорта. Пока считаем, что принятых мер в данный момент достаточно.
Вы подчеркиваете, что платная парковка - инструмент улучшения движения. Говорите, например, Москва поехала на 10% быстрее, скорость повысилась. Что конкретно стоит за этим?
Максим Ликсутов: Возьмем предновогодние дни. Обычно в это время по Москве не проедешь - москвичи готовятся к празднику, поехали за подарками, центр уже девять утра был забит автомобилями. А в конце 2016-го, в еще и рекордные снегопады, город ехал!
Мы делали сравнительный анализ ситуации. И по нашим данным, и по данным независимых источников - Яндекса, Mail.ru, а также иностранных экспертов, сейчас движение в городе намного лучше, чем 5-6 лет назад. И это при том, что зарегистрированных автомобилей стало на миллион больше - сейчас их в Москве 4,5 млн. Ситуация же на дорогах не ухудшилась как раз благодаря платной парковке, внедрению интеллектуальной транспортной системы, выделенных полос, работе эвакуаторов, а также активному развитию общественного транспорта. Многие москвичи пересаживаются на городской транспорт и на такси. Мы знаем: из 3,5 млн автомобилей, которые едут ежедневно по нашим дорогам, больше половины из других регионов.
Считаю, что эти изменения - заслуга всего правительства города, в том числе и стройкомплекса, и департамента торговли и услуг. Многие говорят - зачем строится столько торговых комплексов? Но если магазин у вас в шаговой доступности, то зачем ехать куда-то за покупками? Парк машин растет, а пользуются ими горожане меньше!
Повлияла на транспортную ситуацию и программа "Моя улица". Например, на Тверской улице резко снизилось количество ДТП, в первую очередь с общественным транспортом. Мы не меняли там количества полос, но, убрав "бутылочные горлышки", когда пять полос переходили в три, движение сделали равномернее, пропускная способность улучшилась.
Наверное, и кризис роль сыграл? У людей нет денег, чтобы куда-то ехать на машине...
Максим Ликсутов: Снижение экономической активности отмечалось в 2014-м. Это касалось и поездок на личных автомобилях, и на городском транспорте. Сейчас у всех наблюдается рост перевозок, причем именно экономически активных пассажиров, а не льготников. Едут постоянно по примерно одним и тем же маршрутам, значит, у людей есть работа.
В прошлом году запущено Московское центральное кольцо. Горожане активно пользуются им?
Максим Ликсутов: В рабочие дни МЦК перевозит больше 310 тысяч человек, и пассажиропоток растет на 3-7% каждую неделю. Это проект с огромным транспортным потенциалом. В ближайшие 15-20 лет будут развиваться прилегающие к кольцу территории, создаваться новые точки притяжения для горожан.
Пассажиропоток рос с каждой новой открывающейся станцией МЦК. Но сейчас-то уже все работают. За счет чего продолжается прирост?
Максим Ликсутов: Появляются дополнительные сервисы. Например, 95% пригородных электричек останавливаются на станциях, где можно пересесть на МЦК. Мы попросили об этом РЖД. Прогнозируем и дальнейшую разгрузку проблемных станций метро, прежде всего привокзальных, например "Комсомольской". Сейчас не везде можно легко перейти с пригородной электрички на МЦК, но в ближайшие годы мы это исправим. Скоро закончится проектирование этих узлов, и в 2018-м они заработают. Сергей Собянин поставил задачу создать максимальное количество транспортно-пересадочных узлов под одной крышей, без выхода на улицу. Такие комфортные пересадки на МЦК будут со всех 9 радиальных направлений пригородной железной дороги.
Что еще изменится для пассажиров МЦК?
Максим Ликсутов: На ряде станций построим дополнительные парковки, запустим новые маршруты наземного транспорта, где-то откроем дополнительные выходы. И главное - создадим запас провозной способности на ближайшие десять лет. Мы сократим интервалы в часы пик с 6 до 4 минут - для этого необходимы 13 дополнительных поездов - город примет участие в их финансировании в этом году, деньги заложены в бюджете. А кроме того, увеличим составность поездов с 5 до 7 вагонов. Вся работа будет сделана в 2017-2018 годах.
А как реализуется программа строительства дополнительных главных путей? Ленинградское направление запущено, оно связало теперь Москву и Зеленоград. Что дальше?
Максим Ликсутов: В этом году планируем запустить участок Смоленского направления Москва - Усово, в 2018-м - Ярославское, Курское и Горьковское направления, а также участок Смоленского направления Одинцово - Сколково. Благодаря этому существенно уменьшим количество пассажиров в поездах в часы "пик", сделаем более удобным график их движения. На Ярославском, например, добавим 15% обычных пригородных поездов, и это снизит напряжение на всем направлении.
В метро идет масштабная программа ремонта. Открылась после реконструкции "Фрунзенская"... Откуда еще уйдут ремонтники в ближайшее время?
Максим Ликсутов: "Фрунзенскую" открыли на два месяца раньше запланированного. Там теперь 4 эскалатора вместо 3, отремонтированные вестибюль, станция, кассовый зал. Замена эскалаторов - часть масштабной программы реконструкции станций и вестибюлей метро с восстановлением их первоначального облика. С 2010 по 2016 гг. отремонтированы 11 станций с заменой эскалаторов. На закрытом вестибюле "Красных ворот" работы завершим летом. Запланирована до конца года замена эскалаторов на "Киевской", "Новослободской" и "Спортивной" - там это будет сделано без закрытия станций. А вот "Смоленскую" и "Рижскую", где по одному выходу, придется закрывать на время работ. К 2020 году заменим все эскалаторы со сроком службы более 50 лет.
Торговля в подземные переходы метро вернется в этом году?
Максим Ликсутов: Да, на ряде станций, где сделан ремонт, мы уже передали арендаторам первые места под магазины и кафе в новом формате - разыграли их на конкурсах. В частности, на станциях "Новокосино", "Шипиловской", "Пятницком шоссе", "Митино", "Строгино", "Зябликово", "Лермонтовском проспекте", "Марксистской", "Дубровке", "Римской", "Юго-Западной".
Еще одним событием в прошлом году стала замена маршруток автобусами, работающими по городским стандартам. Да, старые микроавтобусы с неизвестными водителями ушли в прошлое, но зато вернулись очереди на автобусы из 90-х, когда люди не могут вечером уехать домой - не на чем...
Максим Ликсутов: От реформы наземного транспорта москвичи выиграли - у нас новый подвижной состав, в том числе большой вместимости... Количество пассажирских мест в нем выросло на 30%. Ежедневно новыми автобусами пользуются примерно 970 тыс пассажиров - на треть больше, чем раньше. Везде действуют городские билеты, могут ехать и льготники. Но согласен, есть еще над чем работать. Надо успевать вводить маршруты в новые районы, где идет активная стройка, где появляются новые дома, школы, больницы. Прежде чем люди туда заедут, автобусы уже должны ходить. Особенно это касается Новой Москвы - там приходится экстренно достраивать улично-дорожную сеть, на некоторые улицы автобусы не могут заехать из-за недостаточных радиусов поворота.
Кроме того, мы определили 50-60 маршрутов, которые необходимо ввести в Старой Москве - маршруты где-то поменялись в связи с открытием новых больниц или центров социальной активности. Поэтому в 2017 году "Мосгортранс" купит еще 873 новых автобуса, 100 трамваев и 50 туристических автобусов. Все недостатки в наземном транспорте будут закрыты и возникнет и запас провозной способности на несколько лет вперед. Пока же по просьбам москвичей изменили работу 33 маршрутов частных перевозчиков.
В любом случае, по-прежнему ждем предложений и замечаний от пассажиров. Мы их анализируем и, если необходимо, увеличиваем выпуск подвижного состава. Звонок в контакт-центр, который занимается сбором предложений, бесплатный. Звоните 8(495) -539-54-54!
Два месяца назад запущена новая маршрутная сеть в центре Москвы - "Магистраль" с делением на маршруты магистральные, районные и социальные. Судя по отзывам, сеть очень нравится жителям города. Можно ожидать ее прихода во все районы?
Максим Ликсутов: "Магистраль" создавалась в рамках проекта по благоустройству "Моя улица". В центре появились 5,47 км выделенных полос для новой сети маршрутов наземного транспорта. С запуска "Магистрали" пассажиропоток на ней вырос на 30%. Надеюсь, постепенно переведем на такой принцип работы всю маршрутную сеть в городе, поделив маршруты на магистральные, районные и социальные. И тогда, придя на остановку, человек будет знать, что раз маршрут магистральный, то он ходит каждые 5-6 минут. В будущем году "Магистраль" в центре доведем до конца - добавим автобусов, остановок, заездов в места, куда просят москвичи. Сейчас наземным транспортом в городе пользуются каждый день 6,5 млн человек. Это всего на 2 млн меньше, чем метро. Прирост идет так быстро, что лет через 5-7 он догонит подземку. Мы к этому будем готовы.
Для сравнения: в Москве и между столицей и областью ежедневно совершается около 18 млн поездок на всех видах общественного транспорта. А на личных автомобилях в день едут только 4,4 млн человек - это 23,7% от пассажиров. Поэтому создание выделенных полос для автобусов, платного парковочного пространства, покупка экологически чистого транспорта - наша сознательная приоритетная политика, направленная в сторону пассажиров общественного транспорта. Их в 4 раза больше, чем автомобилистов. Другого варианта развития транспортной системы для города просто нет.
С 1 января на городском транспорте подорожал проезд. Не боитесь оттока пассажиров?
Максим Ликсутов: Среднее подорожание проезда в Москве - 7,5%. Это один из самых маленьких показателей среди крупных городов в России. Перевозчики просили поднять вдвое больше из-за роста цен на энергоресурсы и комплектующие. Но мэр принял стратегическое решение сохранить стоимость безлимитных билетов на уровне 2013-го, а перевозчикам - увеличить субсидии города, в том числе, на покупку нового подвижного состава.
В билетном меню выбран курс на увеличение числа безлимитных проездных. Москва планирует совсем отказаться от билетов на ограниченное количество поездок?
Максим Ликсутов: Мы внимательно отслеживаем, какими билетами пользуются пассажиры. Опыт других городов показывает, что безлимитные билеты для пассажиров и удобнее, и экономнее. Когда их доля достигнет 75%, это позволит отказаться от турникетов в наземном транспорте, о чем давно просят пассажиры. Сейчас безлимитных билетов - 40%, количество их стабильно растет примерно на 10% в год. Так что через 3-4 года можно будет вернуться к этому разговору. Пока при отмене турникетов безбилетников становится на 30% больше. Турникеты позволяют поднимать стоимость проезда не так резко, как могло быть.