Платный въезд в города принят в первом чтении
Чиновники будут вправе временно ограничивать или запрещать движение транспортных средств для эффективности дорожного движения - или просто ставить "кирпич", или взимать плату. Парламентское большинство проголосовало "за", но обещало серьезную доработку.
Официальный представитель правительства в ГД, замминистра транспорта Сергей Аристов объяснил, почему надо принимать такие поправки. По его словам, сейчас дороги перегружены, на них творится хаос. Это приводит к снижению скорости транспорта и росту себестоимости автоперевозок, а также к ДТП. В результате качество жизни россиян снижается, а экономика теряет деньги.
В законопроекте прописаны меры для упорядочивания движения, повышения его безопасности.
Де-юре организация движения регулируется рядом законов, сказал Аристов, но при этом в них четко не прописано, как должна выстраиваться схема такой организации. Замминистра привел в пример опыт Сочи, где в условиях Олимпиады "при большом скоплении болельщиков и транспорта" была организована очень эффективная система движения без сбоев. С олимпийского города в Минтрансе и предлагают брать пример.
"Живейшая дискуссия произошла по поводу статьи 11 п. 6, - продолжил чиновник. - В ней идет речь о введении платного въезда в определенные участки населенных пунктов".
Аристов особо подчеркнул, что плату можно будет вводить не на всей протяженности дороги, а речь об "ограничениях на определенных участках".
"В основу положен и наш российский опыт, и опыт ряда зарубежных стран", - сказал он.
Дело в том, что без таких ограничений многие населенные пункты, целые агломерации просто невозможно развивать. "Ряд стран применили это, и оно сработало", - продолжил ссылки на зарубежный опыт чиновник.
Он пояснил, что региональные и муниципальные чиновники, благодаря поправкам, получат возможность вводить плату за проезд как для всех авто, так и для отдельных. А именно - для определенных экологических категорий, в отдельные дни или часы.
"Но жестко будут прописаны" требования и к властям, которые будут вводить такую плату. Так, они должны будут развивать систему общественного транспорта.
"Мы согласны, что требуется большая доработка", - заключил замминистра, передав слово содокладчику - главе комитета по транспорту Евгению Москвичеву ("ЕР").
Применение такой меры может быть оправдано для крупных городов, но только субъектам федерации можно дать право решать, сообщил тот. Нельзя доверять эту тему местному самоуправлению. И еще одно - вводить платный проезд или запрещать проезд на определенных участках можно только в том случае, если утверждена комплексная система развития городов, поселков и т.п. Таким образом, регионы должны подготовить схему территориального планирования, а затем рассмотреть ее на заксобраниях.
А еще надо решить вопрос с альтернативным - бесплатным - проездом. Альтернативой не может быть дорога, в три раза длиннее, пояснил Москвичев.
Учитывая социальную значимость проекта, в комитете рекомендовали принять особое постановление ГД, в котором надо прописать, при каких условиях допустимо введение платы. А затем засесть за поправки ко второму чтению.
Николай Осадчий (КПРФ) поинтересовался: "Где небогатые автолюбители будут брать деньги?"
Аристов опять сослался на "отработанный опыт ряда стран, которые столкнулись с проблемой въезда в части городов, в том числе исторические".
"Это ограничение конституционного права! - заявил еще один коммунист Юрий Синельщиков. - Не планируется ли внести изменения в Конституцию, а затем дальше кивать на Европу?"
Замминистра пояснил, что граждане, проживающие в исторических частях городов, задыхаются. А значит можно и нужно вносить такого рода изменения в законодательство.
Анатолий Грешневников ("СР") предположил, что "все теперь введут такую плату". "Автомобилист поедет по стране и останется без штанов", - заявил он. По мнению "эсера" поправки принимаются, чтобы залатать нищие бюджеты регионов.
"В Англии введена плата за въезд в столицу. Почему бы не принять решение только о Москве или Санкт-Петербурге?" - призвал он.
Аристов призвал почитать текст поправок "Мы говорим не о проезде по стране, а о въезде в отделенные населенные пункты. Тем более что потом мы закон скорректируем", - напомнил он.
"Неправильный подход - вычленять из закона пункты, которые не нравятся", - отметил докладчик. Он еще раз напомнил, что "не будет автоматической платы за проезд". Власть обязана обеспечить население общественным транспортом и т.п.
"Таких беспрецедентных законопроектов на моей памяти не было", - признался Олег Нилов ("СР"). Он сравнил принимаемые поправки с законом о монетизации льгот и назвал политической провокацией. "Одна забота - чтобы мажорам не мешали пенсионеры, и они гоняли по дорогам беспрепятственно", - предположил Нилов.
Он предложил посмотреть, что "уже взяли с автомобилистов в последние годы". Напомнил о "Платоне", акцизах и т.п. Плата за проезд ударит и по ценам, предупредил депутат. Так что надо вынести вопрос на референдум, сказал представитель "Справедливой России".
"Помните Остапа Бендера, который собирал деньги за проход на Провал? - закончил он. И напоследок предсказал введение платы и для пешеходов за ходьбу по оживленным тротуарам.
Валерий Рашкин (КПРФ) добавил, что скоро мы получим и платный въезд в каждый двор.
Еще он сообщил, что пострадает транспортный бизнес, а логистические расходы транспортного бизнеса будут заложены в цены, согласился он с предыдущим оратором. Рашкин, кроме того, усомнился, что деньги пойдут на развитие дорог. По итогам первого года работы "Платона" более половины денег досталась оператору системы, сообщил он.
А еще депутат поставил под сомнение аргумент о зарубежном опыте. "Заграницу "ЕР" критикует, а как нужно ввести сбор, то берет с нее пример", - сказал он. А между прочим, наши граждане победнее будут, напомнил коммунист.
В "ЕР" согласились, что закон "сырой", но голосовали "за".
Вице-спикер Госдумы от партии власти Петр Толстой тоже говорил о необходимости доработки.
"Мы выступаем против того, чтобы самостоятельно муниципалитеты могли принимать решения об ограничении движения или введении какого-либо платного въезда в центре городов для пополнения своих бюджетов", - сказал он. И напомнил, что у многих муниципалитетов бюджеты сейчас дефицитные. "Мы не хотим, чтобы это приводило к такому локальному, местечковому феодализму", - отметил депутат.
Позиция фракции в том, что такие ограничительные меры может вводить только субъект федерации. Естественно, это должно сопровождаться предварительным информированием граждан (в проекте закона прописаны срок - за 30 дней). "И, что важно, с предложением гражданам альтернативных маршрутов, которые никаким образом не нарушат их законных интересов", - подчеркнул он.
319 депутатов проголосовали "за", "против" было 100, 1 воздержался.