О прекращении поисков заявили Австралия, Малайзия и Китай - три страны, которые пытались найти самолет на протяжении почти трех лет. Потрачено почти 150 млн долларов. Тщательно обследованы 120 тысяч квадратных километров в Индийском океане к западу от Австралии: предполагается, что самолет потерпел крушение где-то в том районе. И - ничего. Ни черных ящиков, никакой мало-мальской зацепки. Время от времени находились какие-то обломки, однако они ничем не помогли расследователям.
Неизвестность породила сотни версий и откровенных спекуляций. Ни одна не дала ответ: где самолет и что с ним произошло?
- Когда в 2009 году над Атлантикой разбился аэробус А330 Air France, то сначала в океане нашли плавающие детали самолета, которые состояли из композитов. А вот сами черные ящики подняли со дна только через 2 года. Но там специалисты хотя бы приблизительно знали регион поиска, - говорит генеральный директор Международного консультативно-аналитического агентства "Безопасность полетов" Сергей Мельниченко.
В истории известен с десяток случаев, когда после авиакатастрофы не было обнаружено ни тел, ни обломков. Самый первый произошел в 1937 году, когда при попытке облететь земной шар пропал самолет пионера авиации Амелии Эрхарт. Ее искали сотни человек, обследовались колоссальные поверхности океана и островов. В 1991 году на одном из атоллов был обнаружен кусок алюминия. Заявлено, что он принадлежит самолету Эрхарт. Однако без серийного номера многие специалисты воспринимают это утверждение как голословное.
Один из последних - в мае 2003 года из международного аэропорта в Луанде был угнан Боинг 727-223. Но на его борту не было пассажиров. Самолет без связи и диспетчерского разрешения вырулил на взлетно-посадочную полосу, взлетел и удалился в юго-западном направлении. Больше его никто не видел...
Кстати, одна из версий, которая до сих пор высказывается экспертами: малайзийский Boeing-777 тоже был угнан.
- Просто так ничего не случается, - замечает Сергей Мельниченко. - Кто-то должен был отключить радиосвязь. Кто-то должен был отключить приемоответчики, кто-то должен был отключить систему связи с землей ACARS. Это же не само по себе произошло, это намеренное действие человека. Я думаю, что в любом случае это был злой умысел. Ясно одно: самолет погиб.
В январе 2015 года власти Малайзии официально признали всех летевших рейсом МН370 погибшими, а в качестве причины катастрофы был указан "несчастный случай".
Какие уроки можно извлечь из этой трагедии?
- Они на поверхности, - считает Сергей Мельниченко. - Интенсивное использование воздушного пространства над Мировым океаном требует организации глобальной системы обеспечения безопасности полетов международной гражданской авиации. И ИКАО, и производителям авиационной техники придется серьезно думать над тем, что можно предпринять, чтобы "черные ящики" могли автоматически отсоединяться от воздушного судна за мгновение до его столкновения с поверхностью земли и воды, а аварийные маячки, обозначающие местонахождение воздушного судна и "черных ящиков", могли бы передавать сигналы значительно дольше, чем сейчас.
Спасатели столкнулись и еще с одной, можно сказать, неожиданной проблемой - недостаточной изученностью реальных глубин океана. Там, где на картах значились глубины в 4 км, дно на самом деле находилось на 2 км ниже.