Названы плюсы и минусы "Эры-ГЛОНАСС"
Главным преимуществом системы "Эра-ГЛОНАСС" является оперативное реагирование экстренных служб на ДТП - в среднем на 30 процентов быстрее, чем когда об аварии сообщается по телефону. По статистике, примерно 60 процентов случаев ДТП с летальным исходом происходит из-за несвоевременного оказания медицинской помощи. Через бортовые терминалы сигнал в службы экстренной помощи поступит в течение 10 секунд, при этом сразу автоматически будут переданы точные данные о месте и степени тяжести аварии. Таким образом, пострадавшие в ДТП получат своевременную медпомощь, а число случаев травматизма в дорожных авариях уменьшится. Для сравнения: реагирование на телефонный звонок, например, в "скорую" обычно занимает 10-45 секунд, и только после этого начинается разговор с диспетчером.
Проблема несвоевременного приезда "скорой помощи" на место вызова действительно существует, причем по всей России. По прогнозам оператора системы "Эра-ГЛОНАСС", установка терминала в каждом автомобиле может спасать ежегодно до четырех тысяч человек. Устройства быстрого реагирования будут охватывать весь российский автопарк, включая коммерческие и грузовые автомобили, перевозящие опасные грузы. И еще один плюс в системе экстренного реагирования - водителям не придется платить абонентскую плату за пользование ею.
Тем не менее вместе с плюсами навигационно-коммуникационной системы есть и существенные недостатки. Во-первых, для реализации проекта пока недостаточно развита инфраструктура, а именно - качество спутниковой связи. Например, если авария произойдет на трассе вдали от города, куда сигнал связи доходит слабо или где он вовсе отсутствует, терминал не сможет быстро передать данные в экстренные службы, а значит, и полноценно выполнять свои функции.
Во-вторых, недостатком системы, безусловно, станет повышение стоимости новых автомобилей. Чтобы они соответствовали новому техрегламенту в 2017 году, производители вынуждены выделить достаточно большие суммы. На сертификацию - порядка 13 миллионов рублей, на покупку бортовых терминалов - по четыре тысячи для каждого авто, а еще - на краш-тесты двух машин одной модели. В себестоимость каждого автомобиля будет включен определенный процент от этих расходов. Например, бренды массового и бюджетного сегментов, такие как Lada, Nissan и Subaru, будут тратить по 13,5-17,3 миллиона рублей на сертификацию и испытания одной модели. В то время как у люксовых брендов Porsche и Lamborghini издержки составят 20-45 миллионов. То есть крупнотиражные автомобили, которые продаются на российском рынке партиями более чем по 10 тысяч единиц, могут подорожать незначительно - примерно на 1-1,2 процента. С учетом стоимости бортового терминала - на 4900-9500 рублей. Но производителям премиальных или "нишевых" авто, возможно, придется увеличивать цены более чем на 1,7-11,5 процента. Прирост в стоимости будет намного существеннее - от 111 тысяч до 1,9 миллиона рублей. Более того, в 2017 году на все новые автомобили, на которых не установлены системы "Эра-ГЛОНАСС", сократится скидка по госпрограммам "Автомобиль для многодетной семьи" или "Новый автомобиль" на два процента. Таким образом правительство РФ намерено стимулировать продажи машин с установленной системой экстренного реагирования.
Еще один нюанс обязательной установки системы "Эра-ГЛОНАСС" на каждое авто - это уход с отечественного рынка некоторых малотиражных моделей. Уже к концу 2016 года в России более 26 тысяч машин и порядка 60 моделей были оснащены терминалами экстренного реагирования. Полностью пройдена сертификация у Kia, Ford, Lada. Но есть бренды, которые оказались не готовы проводить дорогостоящие краш-тесты и сертификацию для всей линейки моделей, выпускаемых на российский рынок. Производители "нишевых" автомобилей - кабриолетов, минивэнов, купе - и люксовые бренды будут вынуждены сократить поставку машин в РФ. Audi и BMW уже заявили о сокращении модельного ряда в России, под вопросом остаются Lamborghini, Ferrari, Aston Martin, Maserati. Ожидается, что в текущем году на российском рынке число моделей уменьшится на 100 единиц - примерно на одну треть.
Отметим, что новый техрегламент был введен именно в тот момент, когда продажи авто на рынке постоянно сокращаются - в 2015 году на 35,7 процента, в 2016-м - на 12 процентов за 11 месяцев. На мой взгляд, чтобы проект "Эра-ГЛОНАСС" имел успех и получил необходимое финансирование, следует стимулировать продажи автомобилей не только массового сегмента, но и премиум-класса, и небольших брендов. Это бы не сократило, а увеличило предложение на отечественном авторынке.