В ведомстве на этот счет разработают специальную методичку, рассказали "Российской газете" в ведомстве.
Необходимость информировать начальство о своей жизни в Сети появилась у чиновников с начала года, в результате вступления в силу поправок в закон о государственной гражданской службе. Там говорится, что госслужащие, а также те, кто хотел бы занять такую должность, должны предоставить работодателю сведения о размещении информации в Интернете. В частности - назвать сайты и страницы, где люди размещали какую-либо информацию, а также данные, позволяющие их идентифицировать.
Тем, кто только поступает на службу, нужно сообщить такие сведения при трудоустройстве, а госслужащие должны отчитываться ежегодно.
Форма, по которой должна строиться отчетность, уже утверждена распоряжением правительства. В ней предусмотрено несколько пунктов: ФИО, паспортные данные, занимаемая должность и адреса сайтов.
А вот методику правильного заполнения этих, казалось бы, нехитрых граф и разрабатывает сейчас минтруд.
Эксперты считают, что перед минтрудом стоит очень непростая задача. От содержания инструкции будет зависеть судьба законодательства о регулировании деятельности чиновников в Cети в целом.
Сейчас не понятно, какие именно сайты должны заноситься государственным служащим в отчет. Будут ли это только социальные сети, в которых у чиновника есть персональная страница, или же любой другой сайт. "Дать точное определение форуму или социальной сети сегодня сложно", - говорит Михаил Брауде-Золотарев, директор Центра IТ-исследований и экспертизы Российской академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ.
По его словам, сейчас трудно распределить сайты по видам, границы слишком размыты. Каждый день появляются все новые виды сайтов, блогов, социальных сетей, мессенджеров, которые уже не укладываются в ранее данные определения. К тому же законодательно закрепленной классификации сайтов не существует.
"Здравый смысл подсказывает, и формулировки, которые есть в форме отчета это подтверждают, что любые публичные высказывания, которые государственный чиновник делает в Интернете, подходят под новое регулирование", - говорит Михаил Брауде-Золотарев. При такой постановке вопроса у наиболее общительных людей заполненная форма может занимать много страниц, а число сайтов исчисляться сотнями и даже тысячами.
Сейчас остается много открытых вопросов, на которые ответит инструкция минтруда: что можно считать присутствием чиновника на сайте, должен ли он иметь свою персональную страницу - аккаунт или достаточно поста с подписью - и так далее.
Также очень сложной эксперты считают ситуацию с подлинностью аккаунтов. У известного лица в Сети могут быть двойники, которые заимствуют не только имя и фамилию, но и фотографию. Отличить такую страницу от настоящей сложно, но будет ли нести чиновник ответственность за такую страницу и за размещенную на ней информацию? Нужно ли указывать такие страницы в форме отчета?
Никак пока не урегулирован вопрос анонимных высказываний чиновников в Интернете. Но уже сейчас очевидно, что тех, "кто уйдет в тень" и постарается не общаться публично, под своим именем может оказаться довольно много. Ведь в этом случае им не придется отчитываться о своем общении. Однако анонимность не подразумевает, что посты чиновника останутся незамеченными.
Часто известные люди публикуют свои тексты под вымышленным именем, но кто под ним скрывается, известно широкому кругу лиц. Если не прописать нормы регулирования для таких авторов, то чиновники, высказывающие свою точку зрения таким образом, смогут легко обойти новое регулирование.
Эксперты говорят, что если не рассмотреть все нюансы заполнения таких отчетов заранее, то потом формы отчетов могут загубить чиновникам карьеру. Уже сегодня государственные служащие опасаются, что неточность при заполнении формы о деятельности в Интернете может обернуться увольнением.
Специалисты также отмечают большое количество трудозатрат, которые потребуются на проверки достоверности предоставленных данных. "Это огромный объем работы и большой штат людей", - говорит Михаил Брауде-Золотарев.