Денис Блохин: Идеи трюков - самое ценное, что есть у каскадера
- Вообще, я надеялся, что получится с первого раза, - рассказывает Денис. - Думал, ничего сложного: на шпагат я сажусь, с равновесием дружу. Но все оказалось не так просто. В первый день меня страховали тросы: я ведь не знал, как поведет себя машина. Могла просто взять и стряхнуть, а падать не хотелось - высоко. У водителей долго не получалось мягко тронуться: "БЕЛАЗы" - для грубых работ, то одна машина рванет с места, то другая. В первый день заглянул в кабину водителя, а тот говорит: "Знаешь, ничего не выйдет". Всю ночь ворочался, думал над "физикой" трюка, пытался представить, как все должно пройти. Утром пошел снег, условия осложнились: мышцы деревенели, а для картинки нужно было выглядеть спокойным и расслабленным. Надо отдать должное водителям - они смогли добиться синхронности. Так что в первую очередь это их трюк, и только потом мой.
Идея сделать шпагат между самосвалами появилась еще в 2013 году: как раз в это время вышла знаменитая реклама Volvo с участием Ван Дамма. Денис увидел билборд с изображением самого большого в мире карьерного самосвала "БЕЛАЗ" грузоподъемностью 450 тонн и подумал: "Это даже круче!" Лишь спустя несколько лет удалось осуществить задуманное, правда, не до конца: собрать тандем из 450-тонников практически нереально, на заводе в Жодино на момент исполнения трюка был лишь один такой. Пришлось использовать машины поменьше.
Сегодня Денис Блохин снимается в фильмах и клипах, сам режиссирует сцены драк и ставит трюки. На это поприще его привел профессиональный спорт: долгое время занимался ушу, был членом сборной Беларуси. А потом отучился в школе каскадеров и с тех пор живет работой и любимым делом.
Денис, а как насчет инстинкта самосохранения? Или в такой профессии, как ваша, он только мешает?
Денис Блохин: Многие думают, что каскадер - это такой бесшабашный человек, который ничего не боится. Страх действительно может помешать исполнить трюк, но осторожность - только на пользу. В этом деле есть очень много тонкостей, каждый свой трюк каскадеры тщательно просчитывают и всячески избегают травм. Сломаешь ногу или вывихнешь плечо - попросту останешься без работы. Вот чего я действительно боюсь, так это быть не при деле.
О вас можно сказать "горит на работе" - и это не метафора. Трюки с огнем - это ведь невероятно опасно?
Денис Блохин: Горение - это дело техников, они все просчитывают: что надеть на каскадера, в какой момент поджечь и когда потушить огонь. Нет, конечно, я знаю технику безопасности, должен подать знак, если что-то пойдет не так. Но в основном на мне акробатика и боевое искусство, остальное - сфера деятельности других специалистов.
Как считаете, могут ли зацепить зрителя сцены драк из российского и белорусского кино? Ведь все мы избалованы Голливудом с его невероятными спецэффектами - составить конкуренцию крайне сложно...
Денис Блохин: К сожалению, здесь наш кинематограф не дотягивает до планки, которую задает Голливуд. Для меня тоже имеет значение, в каком кино сниматься. Одно дело - когда просят куда-то прыгнуть или откуда-то упасть. Совсем другое - сложные в плане режиссуры и исполнения сцены. Я вижу, как это должно быть, но чтобы снять нечто невероятное, нужны большие деньги. Когда я работал над собственной короткометражкой, попытался сделать драки на том уровне, к которому стремлюсь. Вообще, мой ориентир - кинотеатр. Если не можешь удивить зрителя, лучше не предлагай ничего.
Тогда зритель должен увидеть нечто сверхъестественное!
Денис Блохин: Да, и я над такими трюками думаю. Но говорить о них не буду, ведь идеи могут просто украсть. А они - самое ценное, что есть у каскадера.
Фильм "Скалолаз", вышедший в 1993 году, изобилует сценами, требующими участия каскадеров. Воздушный трюк из этой ленты вошел в Книгу рекордов Гиннесса как самый дорогостоящий. Выполнил его британский каскадер Саймон Крейн. По тросу он перешел из летящего самолета в другой на высоте более 4700 метров. Трюк был до такой степени опасным, что страховая компания кинопроекта отказалась страховать жизнь Крейна. При подготовке воздушной сцены требовалась идеальная точность. Самолеты должны были лететь со скоростью 240 км/ч, иначе двигатель реактивного летательного аппарата мог заглохнуть. А если бы самолеты летели быстрее, то ветром разорвало бы тело отважного каскадера. Крейн выдержал сильный холод и недостаток кислорода. Сильвестр Сталлоне - главный герой и соавтор сценария высокобюджетного фильма, выделил денежные средства на технику для съемки сцены и на выплату гонорара каскадеру. Сумма составила один миллион долларов.
Погоня на гужевых колесницах в фильме "Бен-Гур" также уникальна. В 1959 году, когда лента пришла к зрителю, это был самый дорогой фильм того времени. Для постановки трюка на колесницах планировалось потратить 4 млн долларов, по сути, это одна четвертая бюджета картины. Более тысячи человек в течение нескольких месяцев строили декорации, специально для киноленты 82 лошади были привезены в Рим из Югославии. Создатели фильма решили, что для наиболее удачного ракурса камеру необходимо поместить среди несущихся лошадей. Большую часть конных трюков каскадер Чарлтон Хестон исполнял сам, но несколько раз его дублировал сын Джо Канут. В эпизоде, где нужно было перепрыгнуть через колесницу, Канут чуть не погиб. Проигнорировав крики отца "Слишком быстро! Слишком быстро!", он сорвался с колесницы и едва не оказался под конскими копытами.