Андрей Сергеевич! Сейчас все диспетчерские ЖКХ переходят на единый телефонный номер. Будут ли их сервисы доступны и в режиме онлайн?
Андрей Белозеров: Единый номер: 8 495 539-53-53. Это уже большое дело. Чтобы вызвать электрика или сантехника, москвичам больше не надо разбираться с кучей телефонов. Ждать, когда заявку от руки занесут в журнал, чтобы потом услышать, что ее потеряли. Любая заявка заносится в единую городскую базу данных. Для ее выполнения назначается конкретный исполнитель, а в конце можно оценить, как мастер отработал. Из колл-центра перезванивают и интересуются, как вас обслужили, вовремя ли пришел мастер, даже как он выглядел.
Оценка тоже заносится в базу. Так мы отслеживаем качество работы в целом наших коммунальных служб. Сейчас мы начинаем проектировать электронные каналы для этого взаимодействия. С ними будет еще проще. В электронном виде - в мобильном приложении или на портале mos.ru - москвичи смогут не только оставить заявку, но и отследить, на какой стадии находится ее исполнение. И если вам напишут, что мастер придет в 14.00, а он явится в 17.00, можно будет пожаловаться. Это попадет в статистику, и с исполнителем будут разбираться, так как качество его работы влияет на рейтинг службы в целом. Сервис заработает до конца 2017 года.
Недавно прошла информация, что в подъездах жилых домов установят электронные экраны. С какой целью?
Андрей Белозеров: В прошлом году мы провели эксперимент в Юго-Восточном округе. Инвестор установил в подъездах 1440 тысяч электронных панелей. Денег город не потратил ни копейки. Проект окупался за счет рекламы - 20% информации с этих экранов шло городской, а 80% - коммерческой. Жителям понравилось. У них теперь всегда перед глазами телефоны работы городских служб и режим их работы. Город получил возможность общаться с жителями каждого конкретного подъезда - например, сообщить им, когда отключат горячую воду на профилактику или что в соседнем дворе открылась площадка с тренажерами. Предприниматели же, особенно местные, получили дешевый рекламный носитель, который позволяет им рассказать жителям о своих товарах и услугах, не заваливая почтовые ящики и сами подъезды рекламными проспектами и буклетами. Лестничные пролеты стали аккуратными и чистыми. Отчисления за право размещения рекламы пойдут на благоустройство этих же домов. В первом квартале объявим конкурс на выбор инвестора, чтобы организовать такую работу еще в 40 тысячах подъездов.
Правительство Москвы заложило в бюджете 2017-го 16,5 млрд руб. на компьютерное переоснащение школ. Но ведь компьютерную технику в сфере образования столицы обновляли не так давно?
Андрей Белозеров: Основные поставки оборудования были пять лет назад. Сейчас речь идет не столько о плановой замене, сколько о создании совершенно новой инфраструктуры. Большей части оборудования, которое появится в школах в 2017-м и 2018-м, сейчас там нет. Наши дети с рождения живут в цифровой среде. Ребенок в два года может спокойно разблокировать родительский айфон, играть в игры, смотреть мультики. Если образование не будет соответствовать их привычкам, им в школах станет просто неинтересно учиться. Поэтому проект очень важный для города. Что в него входит? Прежде всего модернизация локальных вычислительных сетей и Wi-Fi. Сейчас он покрывает только места общего пользования, а будет в каждом классе. Имея такой задел, сможем сделать образовательный процесс более интерактивным в целом, не ограничиваясь только уроками информатики. В классах появятся электронные панели. Ученикам сейчас мало формул, написанных мелом на доске. Они должны видеть, как идет химическая реакция, если содержимое одной пробирки соединить с содержимым другой - это называется цифровая лаборатория. Учителям закупим мощные ноутбуки, с помощью которых они смогут планировать уроки, пользоваться платформой электронных образовательных материалов, вести электронный журнал, общаться с родителями, учениками, обмениваться опытом друг с другом.
Что еще новые технологии предложат людям, почувствовавшим себя жителями "умного" города?
Андрей Белозеров: В IT-индустрии сейчас прослеживаются примерно 5-6 ключевых трендов, и Москва, конечно же, найдет им применение. Во-первых, это все, что связано с искусственным интеллектом и большими данными, когда часть простых функций возьмет на себя машина. Яркий пример этого - чат-боты, которые повсеместно появляются. Как это выглядит? Вы сидите за компьютером и набираете в поисковой строке вопрос, который вас волнует, на привычном языке, не залезая ни в какие разделы меню. Скажем, собираясь в отпуск, на всякий случай интересуетесь: есть ли неоплаченные штрафы? И получаете автоматический ответ: штрафов нет. Счастливого пути! Ну и т. д. Второе направление: виртуальная реальность (VR) и дополненная реальность (AR). Простой пример дополненной реальности: у вас установлено приложение "Узнай Москву" об истории памятников. Включаете камеру и водите смартфоном. Он определяет ваше местоположение, видит ближайшие памятники истории и культуры и сообщает: до храма Христа спасителя - 200 м налево, до Красной площади - направо 500 м и т.д. Третья технология называется блокчейн. Благодаря ей все данные, например о сделках с недвижимостью, могут храниться в распределенном виде у участников сети блокчейн. Это значит, что они никогда не потеряются, никто их не исказит, не подправит, не потеряет. В Москве опробуем эту технологию на проекте "Активный гражданин", сохраняя таким способом результаты голосования. Четвертый тренд - беспилотники. Автопроизводители активно готовят такие машины к выходу на улицы городов. Но надо понимать, что одной полностью роботизированной машины мало. Ей нужна совершенно другая разметка, другие знаки, другие светофоры. А еще другие правила страхования, регулирования дорожного движения... Но в ближайшие десятилетия это все равно придет в крупные города. Например, у нас в "Сколково" уже тестируется "Матрешка" - небольшой беспилотный автобус. Если испытания пройдут успешно, то к чемпионату мира-2018, возможно, именно он будет возить зрителей на матчи в "Лужники".
Ну и пятое направление - Интернет вещей. Сенсоры и датчики в большом количестве будут появляться в квартирах. Они смогут предупредить об окончании стирки, автоматически выключат за вами свет и даже напомнят о том, что рыба завтра может стухнуть в холодильнике. Системы управления, основанные на датчиках и сенсорах, пришли и в городское хозяйство. Например, все автомобили комплекса ЖКХ оборудованы ГЛОНАСС, и руководители города могут не вызывать к себе подчиненных, чтобы узнать, справляется ли техника с уборкой снега в метель. Есть у нас и система автоматического учета потребления коммунальных ресурсов. Датчики-контроллеры, установленные в подвалах больниц, школ и детских садов, автоматически измеряют объем потребленной электроэнергии, тепла, воды. Это позволяет точно и в срок произвести расчеты с поставщиками и существенно сэкономить. Эти же датчики дают возможность своевременно увидеть, что скакнуло, скажем, давление в трубе. Ремонтная бригада выедет на место, не дожидаясь прорыва, и примет меры для того, чтобы предупредить аварию.
В департаменте недавно появилась лаборатория смарт-сити. Для чего?
Андрей Белозеров: Это подразделение занято поиском лучших инноваций в мире, которые можно было бы применить у нас.
Нашли уже что-нибудь, что можно внедрить прямо в этом году?
Андрей Белозеров: Планируем начать тестирование технологии Li-Fi. Что такое Wi-Fi, знают все: передача данных с помощью радиоволн. Ну, а Li-Fi - это передача через видимый свет, на световых волнах. Скорость у него на порядок больше - у Wi-Fi она составляет в среднем 10 Мбит/с, а Li-Fi измеряется уже в гигабитах в секунду. Эту технологию сейчас активно тестируют производители самолетов и авиакомпании. Представьте: включаете кнопку над креслом в салоне, и вместе со светом появляется Интернет. У Li-Fi есть еще одно важное преимущество: он не оказывает воздействия на работу навигационной аппаратуры. К тому же если радиоволну можно перехватить и попытаться декодировать, украсть пересылаемые данные, то Li-Fi перехватить невозможно. В этом году мы начнем тестировать эту технологию в павильоне "Умный город" на ВДНХ. Широко внедрить сразу не получится, так как оборудование на первом этапе жизненного цикла технологии всегда дорогое. Но поскольку в гонку за освоением Li-Fi включилось большое количество крупных производителей, надеюсь, что за три-пять лет оно подешевеет, как в свое время произошло с сотовыми телефонами.
В 2016 году с москвичами начал общаться Мосробот. Расскажите, пожалуйста, кому и какую пользу он приносит?
Андрей Белозеров: Мосробот - это попытка сделать коммуникации с горожанами более персонализированными. У города есть потребность в информировании населения. Например, завтра будут чистить крышу дома от снега. Для всех это не важно - ну, почистят и уйдут. А вот для автовладельцев важно, до них нужно донести, чтобы к такому-то часу убрали из-под окон машины. Мосробот может адресно разослать электронные письма или push-сообщения, вывести сообщение на цифровую панель в подъезде. В результате и машины будут целы, и работе по очистке снега ничто не помешает.
А по каким темам он уже умеет информировать?
Андрей Белозеров: Мосробот знает, когда истекает срок действия паспорта, напоминает, что нужно обновить парковочное разрешение, умеет подбирать ближайшую площадку городского фестиваля или тематической ярмарки. По мере того, как он обучается, рекомендации Мосробота будут становиться точнее и полезнее.
Москвичи знают о существовании такого замечательного помощника?
Андрей Белозеров: Регулярно получают рекомендации от Мосробота порядка 3 миллионов горожан. Городской помощник активируется автоматически, если вы часто пользуетесь городскими сервисами. Но подписаться, чтобы ускорить цикл его обучения, тоже можно - на странице Мосробота.
Справка "РГ"
Москва значительно позже многих других столиц занялась информатизацией, но за последние 5-6 лет сделала гигантский скачок. И сейчас она в пятерке ведущих мегаполисов мира по уровню внедрения информационных технологий в городское управление. К такому выводу пришла международная компания PricewaterhouseCoopers в ходе недавно проведенного исследования. Обогнав Лондон, Барселону и Сидней, Москва уступила первенство только Нью-Йорку. Высоко оценивают международные эксперты и компьютерную грамотность москвичей. И немудрено. Трудоспособного населения в столице - 8-9 млн человек, 2,6 млн из них пользуются городскими мобильными приложениями, а еще более 5,8 млн - пользователи московского портала госуслуг. Получается, что порядка 60-65% населения - активные пользователи. И это не только 20-летняя молодежь, но и горожане всех возрастов, включая пенсионеров.