Воронежская область разработала схему обращения с отходами одной из первых в стране, в середине прошлого года. Минприроды даже рекомендовало сделать этот документ модельным для других субъектов РФ. Собственно, попытки отладить "мусорную" логистику, поделив регион на межмуниципальные кластеры, предпринимали здесь и ранее. Теперь идет речь о создании восьми таких зон.
Начать планируют с Бутурлиновской. На первый взгляд, решение странное - ведь 70 процентов от годового объема отходов образуется в Воронеже, там же (или на прилегающих территориях) расположены основные предприятия по переработке вторсырья. Однако, по данным статистики, в Бутурлиновке, расположенной в географическом центре области, вопрос обращения с ТКО стоит куда более остро. Именно на этот район, наряду с Терновским и Нижнедевицким, приходится две трети от общего количества нелегальных воронежских свалок. Санкционированных свалок там 20 с лишним. Своего полигона нет, равно как и в трех соседних муниципалитетах. Возить мусор на ближайшую оборудованную площадку для захоронения ТКО - под Павловском - невыгодно экономически. Вдобавок там полигон уже переполнен.
Проектировать Бутурлиновский кластер, куда должны войти также Павловский и Таловский районы, начали еще в 2014 году. Планируется построить современный полигон, способный принять до 602 тысяч кубометров мусора в год, и участок механической сортировки отходов (две линии мощностью по 40 тысяч тонн в год). Годное для переработки вторсырье будут накапливать на отдельной площадке. Под комплекс уже выделили 12 гектаров на землях Гвазденского сельского поселения. Правда, тамошние жители заявляют, что земля - их паевая собственность, и протестуют против реализации проекта.
По той же модели должны образоваться и остальные кластеры. Чтобы они заработали как следует, предстоит наладить контроль за сбором и транспортировкой отходов. Ведь предприятиям из районов, где полигонов нет и не предвидится, придется отвозить свой мусор в соседний муниципалитет, да еще платить за его захоронение. Притом что многим (особенно тем, кто производит относительно небольшие объемы отходов) сегодня тяжело довезти ТКО даже до бесплатной санкционированной свалки.
- Однажды грузовик прямо передо мной вывалил на обочину кучу мусора. Я вышла из машины, спросила, в чем дело. "Чтобы на полигон это отвезти, надо талон купить - вы мне, что ли, денег дадите?" - бросил водитель, - рассказала фермер из Семилукского района Ольга Мощенко. - А жители в селах простые - они же мешки целлофановые с отходами на дорогу выставляют, сигнализируют власти, что готовы цивилизованно себя вести. Нужно просто организовать сбор мусора. Да если бы людям платили за сдачу отходов, а не заставляли их самих деньги отдавать - у нас бы все лесопосадки вычистили!
Не все благополучно и в сфере обращения с отходами сельхозпроизводства. По подсчетам чиновников, утилизируется и обезвреживается 87 процентов навоза и 73 процента помета. Где разлагается остальная масса - бог весть. По госреестру в Воронежской области хранилищ навоза и помета вообще нет. И если о некоторых объектах такого рода информация все же имеется, то о складах свиного и куриного "вторпродукта" (наиболее агрессивного к окружающей среде) официально ничего не известно.
Ежегодно в Воронежской области складируется около 1,4 миллиона тонн отходов: три четверти - на полигонах ТКО, около пяти тысяч тонн на нелегальных свалках и более 300 тысяч - на свалках разрешенных. Таковы официальные данные. Впрочем, в департаменте природных ресурсов и экологии признают, что полной информацией о "вместимости" всех свалок не обладают.
Ситуация в Тверской области, скажем прямо, тревожная. Здесь ни у кого нет уверенности в том, что даже за два года удастся успеть сделать все, что требует закон. Достаточно упомянуть, что разработку территориальной схемы обращения с отходами до 2050 года здесь инициировали только в сентябре 2016-го, после того как вопрос был наконец рассмотрен на заседании областного правительства, то есть тогда, когда передовые регионы уже утвердили ее. Причем это даже еще не схема, а "план размещения", как дипломатично называют его чиновники. Причины такого отставания от графика разные, однако не последнюю роль здесь сыграло то, что предыдущее руководство региона уделяло проблеме недостаточно внимания, а то и вовсе предпочитало ее не замечать.
По информации руководителя регионального управления Роспотребнадзора Виталия Синоды, большинство из 44 существующих свалок ТКО выработали свой ресурс и эксплуатируются с превышением проектной мощности и с нарушением требований санитарного законодательства: размеры их санитарно-защитных зон не выдерживаются, правила приемки и захоронения отходов нарушаются, производственный контроль в зоне влияния свалок не проводится.
Тем не менее кое-что уже делается. Например, в октябре 2015 года официально заработал новый полигон ТКО близ Твери взамен старой переполненной свалки. История его появления заслуживает отдельного рассказа - упомянем лишь, что жители сельского поселения, где он расположен, несколько лет противостояли и коммерсантам, и органам власти, пытаясь вначале запретить стройку, а затем закрыть полигон.
Если в Твери худо-бедно проблему начали решать, то в области в целом ситуация хуже, притом что за два года необходимо построить региональную сеть современных полигонов ТКО. Но это очень дорогое удовольствие.
- Для реализации этого проекта нам понадобятся дополнительные силы и средства, но экология сейчас выходит на первый план, - так прокомментировал ситуацию тверской губернатор Игорь Руденя.
Недовольство сельских жителей под Тверью выявило еще одну - психологическую - проблему: люди не хотят, чтобы полигоны строились на их территории. И уж совсем категорически они настроены против того, чтобы мусор ввозился к ним из других мест: "не будем жить на свалке!". И бесполезно убеждать их в том, что за размещение полигона муниципальный бюджет будет получать отчисления, а переработка мусора - доходная отрасль экономики, позволяющая территориям пополнять бюджеты и развиваться. Поэтому властям региона, помимо всех прочих проблем, связанных с наверстыванием упущенного, предстоит еще и большая разъяснительная работа.
В Ярославской области бытовой мусор свозится на девятнадцать полигонов. Ресурс трех из них, по информации регионального департамента окружающей среды и природопользования, заканчивается в нынешнем году, причем две забитые "под завязку" свалки находятся в Переславском районе. Полигон у Красной деревни, действующий ни много ни мало с 1957 года, настолько уже измучил местных жителей своими миазмами, что они пожаловались врио ярославского губернатора, который согласился, что "проблему размещения твердых бытовых отходов в Переславле-Залесском нужно решать безотлагательно".
- Полигон загружен практически на 100 процентов. Свалка не огорожена, работы по рекультивации земель не проводятся. Можно сказать, что это опасный нарыв на карте Переславского района, представляющий угрозу для здоровья населения, - заявил глава региона Дмитрий Миронов.
Сейчас власти района подбирают земельный участок для строительства нового полигона. Всего же до 2025 года в области должны быть закрыты восемь свалок. До 2025 года, по расчетам, хватит ресурса и самого крупного ярославского полигона - "Скоково", куда свозится мусор прежде всего из областного центра. Если же будет решена проблема сортировки мусора перед его утилизацией, "Скоково", возможно, "протянет" и дольше.
Так, минувшей осенью власти Ярославля заявили о том, что с 2015 года управляющие компании стали вдруг "экономить" и направлять мусоровозы прямиком на свалку, минуя мусоросортировочные станции, хотя эта услуга заложена в тарифе по вывозу бытовых отходов и оплачивается населением. В результате станция, рассчитанная на обработку 160 тысяч тонн мусора в год, оказалась загружена всего на 25 процентов. Еще одна ярославская мусоросортировочная станция (мощность 40 тысяч тонн) загружена наполовину.
При этом на территории региона в целом таких станций не хватает и, по словам заместителя председателя правительства области Романа Колесова, в рамках программы "Развитие комплексной системы обращения с отходами на территории Ярославской области" в 2017 и 2018 годах планируется построить сортировочные станции в "Скокове" и в Даниловском районе, а также организовать мобильные сортировки еще в пяти муниципалитетах.
Кстати, несмотря на то что в масштабах области раздельный сбор мусора пока не внедрен, в нескольких районах он уже в рамках эксперимента вполне успешно практикуется. Например, в Веретейском сельском поселении Некоузского района собирают стекло и пластик, в Даниловском в специальные контейнеры складывают бумагу, картон, ПЭТ-бутылки, стекло, пластик, алюминий. В разные контейнеры уже привыкли собирать мусор и жители Каменниковского поселения Рыбинского района.
По мнению областных властей, распространить этот опыт на всю область и решить существующие проблемы с утилизацией бытовых отходов можно только через централизованное управление всей этой сложной системой. Сейчас здесь проходит конкурс по выбору единого регионального оператора.
Костромская область стала первым в России регионом, установившим на своей территории автоматизированный мусоросортировочный комплекс по глубокой обработке и обезвреживанию твердых отходов. Завод мощностью 100 тысяч тонн в год открылся в мае 2016 года в промзоне на улице Базовой в Костроме. На новом предприятии организовали полностью автоматизированный процесс сортировки и вторичной переработки мусора без участия человека. Установленное на заводе европейское оборудование позволяет увеличить качество отбора полезных фракций. Из массы органических отходов выделяются полимеры, металлы, бумага, картон, текстиль и пластик. Пройдя систему конвейеров, твердые бытовые отходы попадают под оптические инфракрасные сортировщики, которые распределят потоки по фракциям. Автоматы на молекулярном уровне разделяют полимеры по видам: полиэтилены, полипропилены и другие. Такая детализация позволяет предприятию продавать вторичные ресурсы. Одним из самых востребованных товаров стал пластик.
Как рассказали "РГ" в Костромской межрайонной природоохранной прокуратуре, благодаря введению в строй завода объем захоронения мусора сократился в несколько раз: теперь порядка 70-80 процентов отходов Костромы и соседних районов идет на вторичную переработку. На свалку свозятся лишь так называемые "хвосты" - непригодные для вторичного использования остатки.
"Проблема утилизации отходов имеет межрегиональный характер и представляет угрозу экологической безопасности России. Ежегодно в стране образуется более пяти миллиардов тонн отходов, при этом объем их образования из года в год практически вдвое превышает объем использования и обезвреживания. За последние пять лет общий объем накопленных в России отходов увеличился втрое и составил более 35 миллиардов тонн. Возрастает количество отходов, которые не вовлекаются во вторичный хозяйственный оборот, а попросту хоронятся".
(по материалам общероссийского межведомственного "круглого стола" "Отходы: проблемы и решения", прошедшего в Твери).