"Партизанскую поляну" под Брянском посещают за год более сотни тысяч человек, она привлекает внимание зарубежных туристов. Как ни удивительно - прежде всего немцев. За несколько десятилетий монументы обветшали. Разрушились барельефы с именами погибших. Они были выполнены методом выколотки, но такой металл недолговечен. Постоянно дополнялись и уточнялись списки партизан, а изменить их на монументе было нельзя. В целом комплекс выглядел удручающе, а одна из стен и вовсе ужасала - мрамор потрескался, по нему тянулись вниз потеки из цементного молока. Надпись "Шумел сурово брянский лес", выполненная, как говорят скульпторы, "по-колхозному", изначально не представляла никакой художественной ценности.
Несколько лет назад областные власти решили создать фонд, чтобы заняться реконструкцией "Партизанской поляны". Бюджетных денег не хватало, потому деньги собирали всем миром. Удалось переделать одну стену, на которой закреплены доски с именами. Замахнулись на грандиозную программу: обещали построить новый музей, гостиницу, административные здания. Когда "Партизанскую поляну" посетил на тот момент президент Дмитрий Медведев, он удивился тому, что нет Аллеи Героев. Власти задумались. Начали облагораживать поляну туями, на въезде установили новую решетку, разбили клумбы. Не всегда эти порывы соответствовали высоким эстетическим критериям, однако, когда за дело взялись профессионалы, все стало преображаться.
- У нас профессионалов подключают в последнюю очередь, - говорит заслуженный художник России Александр Ромашевский. - Я стоял за сохранение дикости лесного места под Брянском - это ведь партизанские края. Предлагал вообще разместить музей подальше - внизу. К нему, как предусматривал мой проект, посетители должны были пробираться через брустверы. По выходным гостей там встречали бы участники исторических клубов.
Комплекс требовал существенной переделки, чтобы ушли со стен диссонирующие, "невменяемые" розовый и белые цвета, чтобы возникло ощущение целостности, которого не было. Ромашевский решил работать по принципу "не навреди". Когда ему заказали Аллею Героев, он прежде всего стал размышлять, как ее расположить и как она должна выглядеть, чтобы не выделяться своей новизной. Скульптору предстояло создать четырнадцать бюстов Героев Советского Союза и Героев России.
- Передо мной была задача не разрушить существующий ансамбль, а улучшить его. Требовалось идеально вписать аллею в прежний комплекс. Я не изменял ни углы стен, ни высоту. Там ведь символические углы - бюсты "входят" как бы из леса. Подставок будто нет, они выдвигаются из стены. Надпись "Шумел сурово брянский лес…" тоже требовала не оформительского, а скорее художественного решения, особой пластики, которая превращает буквы в объем.
Талант Ромашевского удивляет - художник умеет добиваться феноменального портретного сходства. Но сложность при работе над бюстами заключалась в том, что в его распоряжении были лишь фотографии, на которых Герой запечатлен уже в преклонном возрасте. Зодчий "омолаживал" его, домысливая портрет. Осложняло работу и низкое качество фотографий. Но, когда родственники Героя видели бюст, они были потрясены тем, как он похож на того человека, которого они знали.
Искусство, с которым Ромашевский выполняет детали, заставляет восхищаться. Сделать петлицы так, чтобы к ним захотелось прикоснуться, облечь партизана в телогрейку так, чтобы она выглядела настоящей, - порой невозможно понять, как художнику это удается. В целом же аллея настолько удачно вписалась в ансамбль, что теперь посетители удивляются: "А что, ее раньше не было?"
Увы, на этом грандиозная реконструкция прервалась. Фонд, который должен был финансировать работы, затих. Он не исчез, но, когда свою должность оставил заместитель губернатора Анатолий Теребунов, курировавший фонд, куда-то пропал и его директор.
Договоры с фондом Ромашевский заключил в 2013 году. Они предусматривали создание эскизов, рабочих моделей, формовки под литье, авторскую доработку бронзовых бюстов.
- Я был уверен, что мне заплатят. Быстро не получалось даже в советское время, но все же расплачивались, - поясняет скульптор.
Однако, потратив на тяжелый труд около года, зодчий остался ни с чем. Сейчас он работает в своей мастерской, вынужден перебиваться разовыми заказами. Недавно в подмосковной Рузе открыл памятник герою фильма "Ликвидация" - Мишке Карасю. Лепит бюст известного москвича. Но незавершенная реконструкция "Партизанской поляны" саднит, как рана: "дело ведь не только в деньгах и сорванных договорах".
Промышленник, который отливал бюсты, не стал церемониться и сразу обратился в суд, получив таким образом свои деньги.
Ромашевский ждал до последнего. Он не обижается на фонд и тех, кто им распоряжался. Понимает, что случился неприятный казус. Фонд был вроде бы под опекой областного правительства, но власти никаких договоров со скульптором не заключали, то есть юридической ответственности не несут. А прежние чиновники, которые вели переговоры, уже занимают другие должности. Это выяснила комиссия, которую возглавила бывший заместитель губернатора Ирина Кузьмина.
Чиновники занялись изучением скандального дела после того, как Александр Ромашевский и директор предприятия "Каменный век" Андрей Мамыко пожаловались в правительство области. По словам Кузьминой, договоры заключал фонд, попечительский совет которого возглавлял Анатолий Теребунов. Причем реквизиты фонда были опубликованы на официальном сайте правительства Брянской области, хотя он учрежден не властью, а общественными и коммерческой организациями. Более того, за подписью бывшего губернатора Николая Денина рассылали письма предпринимателям, которых просили помочь - дать денег на создание Аллеи Героев. Тем не менее в подготовке проекта и объявлении конкурса на создание аллеи службы департамента культуры не участвовали. Ее заказчиком выступил тоже фонд "Партизанская поляна". Ромашевский представил свой проект еще осенью 2010 года Теребунову. По словам Андрея Мамыко, работы проводились "под честное слово". Очевидно, что фонду перечисляли деньги, ведь главными просителями были высокие чины, однако внятного отчета об использовании средств общественности так и не было представлено. Заложником этой ситуации и стал скульптор Александр Ромашевский.
- Я уже исчерпал все возможности и варианты обращений, - заключил он.
Елена Кривцова, директор департамента культуры Брянской области:
- Несмотря на то, что формально власти непричастны к фонду и его делам, мы тем не менее понимаем, что нельзя все бросать на самотек. Постараемся привлечь к работе фонда тех людей, которые знают, что такое настоящая патриотическая работа и духовные ценности. Уверена, фонд сможет собрать нужную сумму денег, чтобы расплатиться за уже выполненные работы и продолжить реконструкцию "Партизанской поляны".
Арбитражный суд Брянской области удовлетворил второй иск Александра Ромашевского. Согласно решению, фонд поддержки мемориального комплекса "Партизанская поляна" обязан выплатить скульптору восемь миллионов рублей. В суд поступило исковое заявление и от представителей ООО "Каменный век", которые требуют с фонда 6,3 миллиона рублей.