Сибирские регионы получат шесть миллиардов на безопасные дороги

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал документ о распределении межбюджетных трансфертов на развитие транспортной системы в 2017 году. Общий объем финансирования госпрограммы, в которую вошло 34 субъекта федерации, - тридцать миллиардов рублей. Деньги пойдут на ремонт дорожной сети в городских агломерациях с населением не меньше полумиллиона человек. Ожидается, что реализация приоритетного проекта "Безопасные и качественные дороги" позволит уже в 2018 году привести в нормативное состояние не меньше половины магистралей крупных городов, вдвое сократив количество мест концентрации ДТП.

6,14 из 30 миллиардов казенных рублей на условиях софинансирования получат регионы СФО - Кемеровская, Новосибирская, Омская и Томская области. При этом максимальный трансферт причитается Кузбассу. Точнее, двум городам - Кемерову и Новокузнецку. Столица области, как утверждает ее руководство, последний раз федеральные средства на "дорожные" цели получала почти десять лет назад. И вот на днях свои предложения, касающиеся, в частности, ремонта наиболее изношенных магистралей, обустройства пешеходных переходов и остановок, монтажа дополнительных рубежей фотовидеофиксации нарушений ПДД и установки новых светофоров, кемеровчане защитили в Росавтодоре. А программа комплексного развития транспортной инфраструктуры Новокузнецкой агломерации, тоже защищенная в Москве, предусматривает ремонт 59 километров дорог в этом году и 78 километров - в 2017-м. По словам мэра Сергея Кузнецова, необходимо добиться увеличения среднегодовых темпов ремонта улично-дорожной сети, снижения доли ее перегрузки за счет перераспределения автотранспорта с центральных улиц на объездные маршруты.

Дорога в объезд Кемерова избавила бы город от нескончаемого потока транзитных большегрузов, разбивающих асфальт и усугубляющих ситуацию с пробками и экологией. Проект, который предварительно оценили в тридцать миллиардов рублей, обсуждается уже давно, в том числе и в Росавтодоре. При этом сроки проектирования уже в который раз отодвигаются. Теперь - на 2018-2019 годы.

То, что Кемерово - единственный за Уралом город, не имеющий объездного пути, представитель одного из кузбасских СМИ озвучил во время большой пресс-конференции Владимира Путина.

- Мы всегда поддерживаем проекты подобного рода, и если в Кузбассе есть кто-то, кто готов такие проекты софинансировать, мы со своей стороны сделаем все, чтобы их поддержать, и на федеральном, и на региональном уровне, - ответил президент.

Однако иметь средства на строительство новых дорог мало. Важно максимально эффективно их использовать. Между тем в Кузбассе это остается одной из основных проблем. Так, осенью прошлого года члены рабочей группы в составе общественников и депутатов и специалистов профильных служб озвучили результаты мониторинга муниципальных образований. Проверки, проведенные в Кемерове, Белове, Киселевске, Новокузнецке и других городах области, выявили многочисленные недочеты при выполнении дорожно-ремонтных работ при отсутствии системы контроля качества.

- Мы провели лабораторные исследования и вскрыли системную проблему: подрядчики не проверяют качество используемых материалов, и заказчики недорабатывают, отсюда - сокращение сроков службы покрытия, ремонта, повышение аварийности, - сообщил региональный координатор проекта "Новые дороги городов России" Сергей Апарин.

С другой стороны, эффект от вложения бюджетных денег в дорожное строительство будет выше, если применять новые технологии. В частности, укладывать вместо асфальта асфальтобетон. Конечно, он обойдется дороже, но и прослужит гораздо дольше. Без ежегодных ямочных ремонтов, на которые тоже уходят немалые суммы из казны.

Прямая речь

Дмитрий Медведев, председатель правительства РФ:

- Дорожное строительство - один из приоритетов нашей работы. Сеть дорог у нас одна из самых протяженных в мире - почти 1,5 миллиона километров. Дороги в России традиционно принято ругать, и зачастую это справедливо, хотя ситуация в некоторых случаях меняется в лучшую сторону. Прежде всего, это касается федеральных трасс. С 2010-го по 2017 год доля дорог, которые соответствуют нормативным требованиям, увеличилась с 39 до 71 процента. К 2020 году должно быть порядка 85 процентов. Сложнее ситуация с региональной и местной сетями - они гораздо медленнее приводятся в порядок. Там объем работ предстоит очень большой, есть немало замечаний и по срокам, и по качеству работ. Все это нужно учитывать.