Сотни машин застряли на таможнях Дальнего Востока

Более 60 процентов, или 769 из 1217 автомобилей, ввезенных с начала 2017 года из стран АТР, "зависли" на таможнях Дальнего Востока. Причина - в требовании в соответствии с регламентом Таможенного союза с 1 января 2017 года устанавливать на все автомобили системы экстренного реагирования при авариях ЭРА-ГЛОНАСС.

Происходящее означает, что владельцы прибывших на таможни региона автомобилей заплатили положенную пошлину, но не забирают авто со складов, хотя очень хотят и таможенники настаивают.

Причина в том, что таможня не выдает паспорта транспортного средства (ПТС), а без них авто не поставить на учет в ГИБДД. Если по уму, то машину даже вывести с таможни без ПТС нельзя, надо вызывать эвакуатор. Иными словами, забрать-то можно, ездить нельзя.

ПТС не получить, потому что выдается он на основании Сертификата о безопасности колесных транспортных средств (СБКТС). Сертификат невозможно получить, потому что с 1 января его не дают без установленного в (подержанной импортной!?) машине устройства вызова экстренных служб ЭРА-ГЛОНАСС, призванного в случае аварии самостоятельно подать сигнал тревоги на спутник. Установить устройство невозможно, потому что протокол системы прописывается под каждую конкретную марку каждого производителя. И если с новыми выпускаемыми в Таможенном союзе автомобилями все понятно, то кто должен обеспечить сигналом тревоги бэушные авто, какие и привозят на Дальний Восток преимущественно из Японии (85 процентов), КНР (12,5) и Кореи (2)?

Пока только 448 привезенных иномарок вышли с таможни. Счастливчики имели действующий СБКТС, оформленный до 1 января 2017 года. И то что-то таможенников в них смущает. Как сообщил начальник таможенного управления округа (ДВТУ) Юрий Ладыгин, правомерность этих сертификатов еще будет проверяться.

Владельцы прибывших на таможни машин заплатили пошлину, но не желают забрать свои авто со складов

Никаких разъяснений, как и где оснастить тревожной кнопкой подержанную иномарку, нет. Во Владивостоке нашлась только одна фирма, сертифицированная для установки ГЛОНАСС.

- К нам обращаются, но единственное, что мы можем, это сформировать лист ожидания. Пока в нем несколько десятков очередников. Но у нас нет технической возможности обеспечить машины системой ЭРА-ГЛОНАСС, ведь везут самые разнообразные модели. Нельзя терминал с одними и теми же характеристиками установить на десяток машин, он прошивается под данные конкретной модели автомобиля, - сказали в ней корреспонденту "РГ".

И все-таки компании, занимающиеся сертифицированием автомобилей, советуют не паниковать и подождать неких разъяснений. Появилась информация, что в министерстве транспорта РФ прорабатывается возможность установки и подключения системы ЭРА-ГЛОНАСС на подержанные машины. Реализовать подключение к базе можно будет через портал Госуслуг. Но опять же отсутствуют нормативные документы по сертификации систем безопасности в качестве дополнительного оборудования автомобиля. А в компании "Навигационные информационные системы" говорят, что должны вступить в силу поправки, говорящие о том, что "бэушных автомобилей этот вопрос не касается".

Между тем в происходящем дальневосточники усмотрели очередную попытку запретить ввоз в РФ иномарок с правым рулем. Их ввоз хоть и упал по сравнению с лучшими для этого бизнеса годами, когда ввозилось до полумиллиона авто в год, но все равно существенен.

Дальневосточники начали создавать петиции об отмене нововведения, другие предлагают инициировать поправки, чтобы новые правила действительно не распространялись на подержанные автомобили, импортируемые в РФ. Третий вариант - дать возможность гражданам законно устанавливать систему ЭРА-ГЛОНАСС на свои автомобили в частном порядке.